"Альфа-Групп", инвестиционная компания российского олигарха Михаила Фридмана, приобрела 54% акций сети супермаркетов "Пятерочка", зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже, за 1,17 млрд. долларов (660 млн. фунтов). После слияния "Пятерочки" с принадлежащей "Альфе" сетью "Перекресток" в России появится абсолютный лидер в этой сфере.
Фридман, занимающий четвертое место в списке самых богатых людей страны (его состояние оценивается в 10 млрд. долларов), владеет активами в большинстве ключевых секторов российской экономики. В интервью "Times" он сказал: "Темпы роста розничной торговли выше, чем во всех других отраслях экономики. Перспективы этого сектора практически не ограничены".
Россияне по-прежнему приобретают 80% продуктов на открытых рынках или в небольших магазинчиках, а не в супермаркетах, однако доля последних на продуктовом рынке растет очень быстро. Аналитики полагают, что через десять лет этот рынок сможет стать пятым по величине в Европе. Лев Хасис, глава объединенной компании, говорит: "В прошлом году наши общие продажи составили 2,4 млрд. долларов, и мы считаем, что к 2008 г. мы сможем довести их до 6 млрд.".
В мае прошлого года "Пятерочка" разместила 30% своих акций в Лондоне, заработав на этом 598 млн. долларов. Фридман сообщил, что намерен оставить эти бумаги в свободном обращении: "Одна из лучших черт объединенного предприятия - то, что это открытая акционерная компания. Это означает, что мы можем делать новые приобретения, используя акции в качестве капитала".
Аналитики считают, что сделка выгодна иностранным инвесторам "Пятерочки". Алексей Язиков из "Атон Капитал" говорит: ""Альфа" заплатила справедливую цену. Сделка действительно предоставляет больше возможностей новой компании, придавая ей больше гибкости и влияния на поставщиков".
Дэвид Нобл (David Noble), председатель совета директоров "Пятерочки" без исполнительных полномочий, считает, что объединенная компания потенциально станет более привлекательной для иностранных покупателей, таких, как Tesco или Carrefour. Иностранные компании во главе с Ikea постепенно выходят на процветающий розничный рынок России. Шведская компания инвестировала здесь уже более 2 млрд. долларов, однако другие крупные розничные сети, например, Wal-Mart и Tesco, только собираются последовать ее примеру.
Фридман говорит: "Конечно, мы открыты для предложений, но мой инстинкт подсказывает, что справедливую цену мы не сможем получить еще несколько лет, пока компания быстро растет".
Из отрицательных моментов сделки можно назвать то, что "Альфа" в качестве основного акционера может подвергнуть остальных акционеров "Пятерочки" так называемому "олигархическому риску". Некоторых бывших олигархов, например Бориса Березовского и Михаила Ходорковского, власти обвинили в преступлениях и лишили прежних активов. Ходорковский сейчас сидит в тюрьме, а Березовский скрывается в Великобритании.
За последние полтора года двум активам "Альфы" - мобильному оператору "ВымпелКом" и англо-российской нефтяной компании ТНК-ВР - были предъявлены налоговые претензии. Некоторые аналитики видят в этом признаки кампании против группы, затеянной представителями Кремля.
Фридман же утверждает, что у него хорошие отношения с правительством: "Я не ощущаю никаких нападок со стороны правительства или его ведомств. Проблемы с налоговыми властями не связаны с участием "Альфы" в тех компаниях. Инвесторы "Пятерочки" из-за нас не подвергнутся никакому новому риску".
Мобильные телефоны, пиво и косметика
* Заработная плата в России растет на 12% в год
* Российский рынок мобильных телефонов демонстрирует самые высокие темпы роста в мире
* Россиянки занимают одно из первых мест по тратам на косметику
* Россияне, традиционно потреблявшие водку, все чаще переходят на пиво и коньяк
Наступление иностранных легионов
Иностранные розничные сети постепенно выходят на переживающий бум российский рынок, привлеченные большой численностью населения страны (149 млн. человек) и ростом заработной платы, благодаря чему потребительские расходы в России в прошлом году выросли на 16%.
Однако некоторые компании напуганы масштабами бюрократии, недостаточными гарантиями прав собственности и "мафиозными" методами ведения бизнеса.
Зачастую иностранцы сталкиваются с проблемами при регистрации своей торговой марки в России. Недавно Starbucks выиграла затянувшуюся тяжбу против российского предпринимателя, который в 1990-х годах зарегистрировал в стране тысячи ведущих иностранных брэндов.
Наступление иностранных розничных сетей возглавила Ikea. Глава российского офиса компании Леннарт Дальгрен (Lennart Dahlgren) говорит, что IKEA инвестировала в Россию больше, чем в любую другую страну.
В продуктовом секторе активно действуют французская сеть Auchan, немецкая Metro и турецкая Ramstore. В этом году свой первый магазин в Москве открыл Marks & Spencer. А Dixons надеется на успешное партнерство с российской сетью бытовой техники и электроники "Эльдорадо".