В ближайшее время Украине, по-видимому, снова придется отстаивать основу своей экономической независимости - газотранспортную систему - от посягательств монопольного поставщика газа, считающего 'сдачу' украинской трубы единственной нашей возможностью адаптироваться к европейским газовым ценам, на которые отныне переводятся зарубежные потребители этого российского продукта.
Принимая украинских журналистов в высотном 'карандаше' в московских Черемушках, заместитель председателя РАО 'Газпром' Александр Медведев сразу же подчеркнул, что цена газа, поставляемого компанией 'Росукрэнерго' была зафиксирована лишь на первое полугодие, а чуть позже отметил, что тариф на транзит российского газа по украинской территории 'зафиксирована на пятилетний срок'. 'Это означает, - не без некоторых сложностей для восприятия отметил Медведев, - что эволюция этой цены (конечно не транзита, а газа. - Авт.) будет зависеть от того, как будет развиваться уровень рынка Украины'. И пояснил, что сегодня означенное 'Росукрэнерго' продает газ НАК 'Нафтогаз Украины', а также новосозданной компании 'Укргаз-энерго', получившей в Украине право на продажу ограниченного количества топлива (этим Медведев явно недоволен, поскольку 'пенку', то есть дельту с непосредственных потребителей газа, по его словам, будет снимать теперь в основном не 'Укргаз-энерго', а какие-то трейдеры, которых непонятно зачем 'подсовывают'). И вот как он описывает слагаемые украинской цены. 'У 'Росукрэнерго' формула цены на российский газ (напомним, что этот секретный алгоритм выходит в итоге на $230 за тысячу кубометров. - Авт.), которая зависит от колебания цен на нефтепродукты, и у него контракт на покупку среднеазиатского газа, закрепленный до конца этого года, - рассказывает Медведев. - Если цена на туркменский газ будет меняться, то этот покупатель будет вынужден какие-то действия предпринимать. . . новая цена на туркменский газ будет установлена до 1 июля. . .' 'Если вернуться к предыстории вопроса, то речь шла о переходе России и Украины на взаимоотношения в газовой сфере на европейские принципы ведения бизнеса, - 'откровенничает' Медведев и тут же сам себя переводит на понятный простым смертным язык: - Все равно мы придем к тому, чтобы на Украине были европейские цены. Пока 'Росукрэнерго' продает не по рыночной цене, потому что $95 не является рыночной'. Саму будущую цену он назвать отказался, однако под давлением украинских журналистов сделал весьма прозрачный намек: в Европе, мол, газовые цены после января повысились на 20-30%. Отсюда легко спрогнозировать: 'Газпром', действуя от лица 'Росукрэнерго', вероятно, будет добиваться со второго полугодия цены для российско-туркменской газовой смеси в $120-160, но сойдутся, по-видимому, на $110, как в Молдове. И опять цена не будет зафиксирована более чем на полгода.
Медведев вообще назвал 'политиканством' попытки пересмотра газового соглашения между 'Газпромом' и 'Нафтогазом Украины' от 4 января, а также указал, что для пересмотра этого соглашения в судебном порядке 'нет никаких оснований'. При этом он без всякого смущения уточнил, что 'никакая газовая система' (имелась в виду конкретная система газопроводов Средняя Азия - Центр) не сможет одновременно 'пропустить' закупленный Украиной и Россией туркменский газ, посему по ней будет проходить только тот, который принадлежит 'Газпрому', 'и это не наше решение, - подчеркнул Медведев, - это решение Туркменбаши. (По словам украинских газовиков именно этот убийственный аргумент, выложенный Россией на стол январских переговоров, заставил Украину подписать упомянутое соглашение, которое, как они признают, не лишено, исходя из национальных интересов нашей страны, 'некоторых' недостатков).
Ловко уйдя от потенциальных судебных разборок, которыми его попытались шантажировать украинские журналисты, газпромовский дипломат (его самообладанию можно позавидовать - ни разу не повысил голос и не подал виду, что его раздражают вопросы или сами недослушивающие длинных тирад журналисты) с видимым удовольствием и без всяких наводящих вопросов 'запел', как говорится, главную песню о старом: 'Мы предлагали адаптировать экономику Украины к новым ценам очень простым и понятным способом, основанным на существовании принципиальных договоренностей о создании газотранспортного консорциума. Он мог бы взять на себя не только финансовые обязательства по инвестициям в газотранспортную систему, но и сложную задачу по техническому управлению. Холодные январские и февральские дни показали, что на самом деле система управляется не так, как положено. Все меры по экономии газа в Украине оказались неэффективными. Чем больше газа мы подавали в систему, тем больше украинская система потребляла, несмотря на все распоряжения по экономии, которые делал премьер Ехануров. То есть система была неуправляемой. . . (тут очень легко представить гневную реакцию главы 'Нафтогаза Украины' Алексея Ивченко. - Авт.)'. При этом Медведев не преминул упрекнуть Украину в неэффективном использовании энергоресурсов и указал, что на самом деле повышение газовых цен для Украины 'является благом', потому что 'никакими указами эту систему не изменишь, пока не заработает энергосбережение'. В принципе, соглашаясь с одним из 'благодателей', киевские журналисты пытались все же выяснить, а каким же образом 'Газпром' собирается помогать Украине модернизировать прохудившуюся газотранспортную систему, если 'настоящему', как он выразился, консорциуму будет дан ход. Эта структура, по уверению Медведева, позволит Украине 'на протяжении двух- трех лет спокойно адаптировать экономику к новым реалиям европейского рынка'. При этом он сделал искреннюю фигуру изумления по поводу того, почему все это, включая возможность привлечь в консорциум любого третьего европейского партнера, было отвергнуто: 'Это все для меня - загадка'. Более того, газпромовский зампред счел даже уместным дать не совсем дипломатичную оценку: 'Все это (отказ от консорциума. - Авт.) было преподнесено как успех украинской демократии. Мол, оградили газотранспортную систему от посягательств иностранных владельцев'. И снова повел разговор об упущенных Украиной возможностях: 'Когда приходит инвестор - это благо. Мы заинтересованы, чтобы система нормально работала'. И привел пример: никто же не говорит, что 'Газпром' использует 'Интерколлектор' (трубу, подающую газ, в том числе и российский, с континента в Великобританию. - Авт.) для диктата британских потребителей.
Вся эта полуправда прояснилась, когда Медведев стал отвечать на вопрос 'Дня' о том, какую долю в консорциуме запросит 'Газпром', если, например, восстановит исходную цену на газ в $50. 'Это вопрос расчета. Нужно оценить газотранспортную систему с помощью независимых оценщиков, а разница в ценах легко считается и ее легко конвертировать'. При этом выяснилось. что потенциальный инвестор как бы вовсе и не предполагает давать деньги на реконструкцию ГТС: 'Мы цену дальше для Украины не будем поднимать - она как поставили, так и будет, она просто оплачиваться будет частично деньгами, а частично акциями (по-видимому, 'Нафтогаза Украины'. - Авт.)'. Тут уж, как говорится, без комментариев. . .
N62, четвер, 13 квiтня 2006
___________________________________________________
Свои вопросы главному редактору всеукраинской газеты 'День' Ларисе Ившиной вы можете задать здесь