К чему же мы пришли три года спустя? При Саддаме в Ираке царила абсолютная безопасность, как в городах, так и в сельской местности. Иностранцы могли гулять повсюду одни, в любое время суток. Сегодняшний парадокс состоит в том, что оккупированный американскими войсками Ирак стал самой опасной страной в мире для человека с Запада.
При диктатуре партии БААС женщины не боялись появляться на улице с непокрытой головой, а христианское меньшинство могло свободно отправлять свой культ. На торжественном причастии, проходившем в самом центре Багдада в феврале 2003 г., отовсюду раздавался звон колоколов, а христианские семьи фотографировались на выходе из церкви. Сегодня представить себе такую картину просто немыслимо. Одним из последствий вторжения в Ирак, приказ о котором отдал самый что ни на есть верующий из западных христианских руководителей был, как ни странно, массовый исход оттуда христианского сообщества, самого древнего на Ближнем Востоке.
Торопясь свергнуть режим Хусейна, неоконсерваторы из Пентагона не совсем подготовились к тому, что будет после. Они думали, что раз диктатура - самый худший из режимов, то дальше может быть только лучше. Но они ошибались. Есть вещь и пострашнее диктатуры - это анархия. Еще хуже - гражданская война.
Гражданская война между шиитами и суннитами уже в самом разгаре. После приписываемого суннитским экстремистам теракта в золотой мечети Самарры - третьей по значимости святыни шиитов, совершенного 22 февраля, шиитские отряды устроили суннитскому населению восточных районов Багдада настоящую Варфоломеевскую ночь. Своим бездействием полиция фактически поддержала эти отряды. А значит, вряд ли можно надеяться на то, что иракскому государству удастся потушить разгоревшийся межконфессиональный конфликт.
Кроме этих масштабных терактов растет число еще более опасных стычек в смешанных кварталах столицы. Иракцы часто живут одной большой семьей. Чтобы вынудить целый клан покинуть свой квартал, нужно убить кого-то из его членов. В результате таких 'незаметных' столкновений в Багдаде каждый день погибает около 20 человек. То есть происходит масштабная этническая чистка по всей столице. Задачей западных военных гуманитарных акции 90-х годов было прекращение этнических чисток, которые считались чем-то неприличным, постыдным. Третий парадокс американского вторжения в том, что в Ираке, хотя и невольно, оно эти чистки спровоцировало.
Курдистан, который с 1991 г. имеет статус автономии, - единственный район в Ираке, где сейчас все спокойно и стабильно. Но за этим видимым благополучием все же нельзя скрыть межнациональную напряженность (между курдами и арабами), которая особенно заметна в смешанных городах Киркуке и Мосуле.
Итак, уровень безопасности в Ираке за последние годы явно снизился, а как же обстоят дела в регионе? В качестве причин вторжения Буш называл борьбу с исламским терроризмом и с распространением оружия массового поражения. Однако произошло обратное - терроризм и исламский радикализм вообще неуклонно распространяются по всему региону. В Саудовской Аравии, например, иностранцам вообще не советуют выходить на улицу.
Пятый парадокс американского вторжения в Ирак состоит в том, что, увязнув там, Пентагон потерял возможность сдерживать ядерные амбиции соседнего Ирана. Исламский радикал Ахмадинежад, похоже, глух к угрозам Вашингтона и не собирается отказываться от своей программы обогащения урана.
Благодаря своей внушительной силе воздействия на иракских шиитов (а они составляют более 55% всего населения), Иран имеет определенный противовес действиям Америки, попавшей в иракскую ловушку. Самая крупная политическая партия в Ираке, ВСИРИ (Верховный совет исламской революции в Иране), была основана в Иране во времена Хомейни, и ее отряды участвовали на иранской стороне (!) в ирано-иракской войне (1980-1988).
Американские неоконсерваторы искренне полагали, что в результате свободных выборов родится новый Ирак, который станет примером для всего региона. Да, демократические выборы действительно состоялись (в январе, потом в декабре 2005 г.). Но итог голосования лишь подтвердил центробежные тенденции электората. Избиратели проголосовали не за ту или иную партию, а в зависимости от своей национальной и религиозной принадлежности. Когда государство настолько слабо, что не может обеспечить даже физическую безопасность своих граждан, они ищут спасения у своей нации, религии, клана. Американские неоконсерваторы забыли, что во всемирной истории становления общества государство всегда предшествовало демократии, а не наоборот.
Однако уйти из Ирака сейчас для Америки было бы ошибкой (ведь она является единственным гарантом сохранения единства страны), ошибкой еще большей, чем само вторжение. Ведь подземные толчки от распада страны по национально-религиозным линиям раздела роковым образом отзовутся во всех странах Персидского залива, вспыхнет весь регион, который сейчас находится на первом месте в мире по производству нефти.
* Ведущий корреспондент зарубежной службы 'Le Figaro'