Всего год назад, на конференции в сингапурском отеле "Shangri-La", министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) задал вопрос: "Поскольку никакая страна не угрожает Китаю, можно только лишь удивляться: Почему эти растущие инвестиции?. . . Почему эти продолжающиеся и расширяющиеся закупки вооружений?" Вопрос был риторическим, потому что ответ очевиден. Растущие военные возможности Китая решительно изменяют соотношение военной мощи в Азии, угрожая американским друзьям и союзникам, от Японии до Индии, причем наиболее серьезно - Тайваню. Наращивание группировки вооруженных сил Китая в зоне Тайваньского пролива увеличивает опасность войны, давая Китаю новые инструменты для нападения на американские вооруженные силы, если те будут оборонять остров Тайвань, и закладывая основы для будущих возможностей по "распространению мощи", которые могут ограничить американские стратегические варианты действий в следующем десятилетии.
Китай расходует на свои вооруженные силы значительно больше, чем любая другая азиатская страна. По оценкам Пентагона, действительные военные расходы Китая в 2-3 раза превышают официальный военный бюджет нынешнего года в 35 млрд. долл. США - то есть составляют 70-105 млрд. долл. В сравнении с этими расходами оборонный бюджет Токио, составляющий 46,5 млрд. долл., выглядит бледно, что дает японским официальным лицам еще одно основание для того, чтобы считать Китай угрозой для себя.
Ускоренное наращивание военных возможностей Китая приносит свои плоды. Попробуем сравнить неудачные попытки Китая устрашить Тайвань 10 лет назад с его способностью захватить этот остров сегодня. В 1996 году военные учения Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вблизи Тайваня не смогли запугать жителей этого острова, подавляющим большинством голосов избравших своим президентом Ли Дэнхуэя (Lee Teng-hui), которого Пекин подозревал в желании провозгласить независимость Тайваня. Отчасти это было потому, что НОАК в то время была слишком слабой, чтобы представлять действенную угрозу. Высшее командование НОАК, в котором господствующую роль играли представители сухопутных войск, во время учений 1996 года было неспособно даже координировать действия сухопутных войск с морской пехотой, авиацией и силами флота, тогда как их самые современные на тот период истребители Су-27 российского производства применяли устаревшие авиационные бомбы свободного падения. Никто всерьез не воспринимал мысль о морской блокаде острова, не говоря уже о высадке на него морского десанта, в особенности после того, как НОАК испытала унижение в связи со своей неспособностью адекватно ответить на передислокацию в район Тайваня по приказу президента США Билла Клинтона (Bill Clinton) двух американских авианосных ударных групп.
Теперь быстренько перенесемся в август прошлого года, когда НОАК впервые после коммунистической революции совместно со своими российскими коллегами провела сложные военные игры под двойственным названием "Миссия мира 2005". На этот раз китайские сухопутные войска, морская пехота, авиация и силы флота без проблем координировали свои действия, причем не только друг с другом, но также и со своими российскими коллегами. Истребители ВВС НОАК проводили учения с использованием информации от российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения авиации (типа AWACS) А-50, в то время как корабли ВМС Китая и ВМФ России проводили совместные противокорабельные, противовоздушные и противолодочные операции. Последний этап этих учений показал, насколько за прошедшее десятилетие повысились возможности Китая по высадке морского десанта. Части сухопутных войск и морской пехоты НОАК во взаимодействии с воздушно-десантными подразделениями соединились со своими российскими коллегами и имитировали высадку десанта на обороняемое побережье; эта операция, как ожидается, станет составной частью любого вторжения на остров Тайвань.
Надо признать, что уровень координации между различными родами войск (сил) во время этих учений был далеко не таким, какой присущ американским вооруженным силам, которые без сучка и задоринки взаимодействуют в совместных операциях. Но это обстоятельство не должно затенять того факта, что на протяжении всего одного десятилетия НОАК начала трансформацию на основе научно-технического прогресса, которая очень напоминает модель США.
Угроза, которую несет с собой эта трансформация, усиливается благодаря увеличению нынешней группировки войск (сил), развернутой против Тайваня. С 2000 года ВМС НОАК удвоили свои возможности по высадке морских десантов, доведя число больших десантных кораблей примерно до 35 единиц, а к 2010 году ВВС НОАК, скорее всего, получат около 30 новых транспортно-десантных самолетов Ил-76, которые были заказаны в России в прошлом году. Эти новые корабли и самолеты облегчат китайским вооруженным силам захват жизненно важных портов и аэродромов на Тайване в случае вторжения. Ожидается, что в ближайшие 4 года вдвое увеличится число истребителей-бомбардировщиков ВВС НОАК (сегодня их насчитывается 150 единиц), которые призваны сыграть решающую роль в уничтожении объектов на Тайване. И не стоит забывать о тех более чем 800 ракетах, которые Китай нацелил на этот остров; их число растет с темпом примерно 100 единиц в год.
Эти силы развернуты против острова, который все еще тормозит модернизацию своей обороны. Оппозиционная Националистическая партия КМТ (Kuomintang), которой манипулирует Пекин с помощью своей тактики единого фронта, саботирует усилия по модернизации вооруженных сил Тайваня. В последние 2 года вместе с аналогично настроенными союзниками КМТ использовала свое большинство в законодательных органах острова, чтобы заблокировать специальный бюджет, который необходим для закупки пакета оборонительных систем, обещанных Тайваню президентом Джорджем Бушем (George W. Bush) в 2001 году. В результате сегодня представляется, что Тайвань едва ли когда-нибудь получит комплексы противоракетной обороны (ПРО) и восемь новых подводных лодок, которые президент Буш предложил в рамках пакетной сделки. Все, что на сегодняшний день смог закупить Тайвань, это четыре старых американских эскадренных миноносца противовоздушной обороны (ПВО), которые повысили возможности тайваньского флота по борьбе с воздушными целями. Эти эскадренные миноносцы ПВО были закуплены еще до того, как в 2004 году KMT и ее союзники взяли под свой контроль законодательную власть.
Если США когда-нибудь снова придут на помощь Тайваню в вопросе его обороны, то они столкнутся с флотом НОАК, который будет гораздо лучше, чем в 1996 году, оснащен для того, чтобы угрожать американским авианосцам. В текущем году Китай закупит десятый с 1999 года новый эскадренный миноносец ПВО, а также получит из России восемь новых подводных лодок с современными противокорабельными ракетами. Ожидается, что к 2010 году НОАК будет иметь противокорабельные баллистические ракеты с дальностью стрельбы не менее 1000 миль - ракеты, которые ВМС США не готовы перехватывать. Америке, вполне возможно, придется столкнуться также с ядерным шантажом. К 2010 году Китай, скорее всего, дополнительно развернет до 100 новых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) сухопутного базирования и 24 баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) с ядерной головной частью; это более чем достаточно, чтобы преодолеть планируемую систему ПРО США. В прошлом году один генерал НОАК угрожал в случае конфликта из-за Тайваня запустить ядерные ракеты по сотням американских городов.
Китай также начинает распространять свою мощь дальше в Азии. Вовсе не случайно, что прошлогодние военные игры официально проводились под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), возглавляемой Китаем и Россией группы, в которую входят также четыре среднеазиатские страны. Это свидетельствует о намерении Пекина и Москвы укреплять ШОС как конкурента Организации Североатлантического договора (НАТО). Некоторые китайские ученые уже предлагают, чтобы, поскольку Иран имеет в ШОС статус наблюдателя, эта группа выступила в поддержку Тегерана, на который Запад оказывает нарастающее давление в связи с его ядерной программой. Поскольку Пакистан, в данное время тоже имеющий в ШОС статус наблюдателя, активно лоббирует в пользу своего полноправного членства в ней, не является нереалистичным прогноз относительно того, что в будущих военных играх китайские вооруженные силы могут участвовать вместе со своими коллегами из этой страны, которая является критически важным союзником Америки в войне с террором.
Это сделают возможным нынешние инвестиции Китая в новые силы, предназначенные для распространения мощи за пределы национальных границ, в состав которых будут входить авианосцы и самолеты, способные доставлять войска на значительно большие расстояния. У Пекина уже имеется один современный авианосец, купленный у Украины в 2002 году "Варяг" советской постройки, который сейчас капитально ремонтируется в гавани города Далянь (бывший Порт-Артур - прим. пер.). В прошедшем году поступали сообщения о том, что Россия готова помочь Китаю спроектировать и вооружить второй авианосец такого типа. Источники в Киеве говорят, что Украина тоже выражает готовность помогать Китаю в строительстве военных самолетов таких размеров, как американский С-17 и даже еще более крупный С-5. Такие самолеты дали бы Китаю способность перевозить более крупные войсковые подразделения вместе со штатной бронетанковой техникой, поскольку грузоподъемность С-5 составляет 150 т.
Администрация Буша начала реагировать на китайскую угрозу, перебрасывая в Азию новые силы, в том числе подводные лодки и авианосцы. Она также усиливает военное сотрудничество с Японией и готовится создать новые партнерские отношения с Индией, которые когда-нибудь могут распространиться на стратегические вопросы. Вашингтон, кроме того, увещевает Пекин быть "ответственным игроком" в глобальных делах. Но по мере того как усиливается военная мощь Китая, китайские руководители вскоре могут стать такими же резкими, как сингапурская газета "Straits Times", которая в редакционной статье от 23 марта с.г. предложила американцам прекратить "задираться" и "освободить место" для военной мощи Китая. Это кажется особенно зловещим, потому что из этого следует, что даже американские союзники вроде Сингапура могут начать реагировать на растущее могущество Китая примирительными уступками - явление, которое только лишь поощрит Китай к дальнейшему наращиванию своей военной мощи. И тогда едва ли можно будет рассчитывать на то, что Китай сократит свои угрозы в адрес Тайваня, перестанет враждебно относиться к Японии или изменит свою поддержку тиранических режимов в Северной Корее и Иране.
Г-н Фишер является вице-президентом Международного центра оценки и стратегии, аналитической организации в американском штате Вирджиния, которая занимается проблемами международной безопасности.