На этой неделе Европейский Союз сделал важный шаг вперед в укреплении санкций против последнего диктатора Европы Александра Лукашенко: самому президенту Беларуси, а также тридцати его советникам и политическим помощникам запрещено въезжать на территорию всех 25 стран Союза. Месяц назад Лукашенко провел у себя в стране выборы, на которых обманным путем продлил свое пребывание у власти. После выборов множество людей, пытавшихся протестовать, были арестованы. Конечно, под давлением Брюсселя режим Лукашенко вряд ли развалится, но министры иностранных дел ЕС, по крайней мере, объявили о готовности к изоляции диктаторов.
Но готовы ли они на практике? В то самое время, пока европейские политики исходили гневом в адрес тирана Беларуси, без лишнего шума готовилось торговое соглашение с Туркменистаном - страной в Средней Азии с культом личности, репрессиями в отношении народа и безраздельной властью Сапармурата Ниязова, 'Великого Туркменбаши', по сравнению с которым Лукашенко уж точно не 'Великий'. Ниязову даже выборы устраивать не надо: он уже давно объявил себя президентом пожизненно. Он не арестовывает протестующих на улицах оппозиционеров - инакомыслящие просто не могут собраться в столице по той простой причине, что уже давно сидят по тюрьмам, изгнаны из страны или силой посажены в психиатрические лечебницы. Один из месяцев года он назвал своим именем; другой - именем своей матери; он запретил слушать музыку в записи, закрыл практически все клиники за пределами столицы и приказал убрать из библиотек и образовательных учреждений почти все книги, кроме написанных им самим.
А все потому, что у Ниязова есть то, чего нет у Лукашенко - природный газ, причем в огромных количествах. Некоторая его часть уходит в Европу уже сегодня через территорию России, а власти европейских стран, очень сильно зависящих от газового импорта, в последнее время проявляют все более сильную заинтересованность в увеличении объемов поставок из Средней Азии. Может быть, поэтому Европейская Комиссия просит Европарламент одобрить вновь подготовленный торговый договор, который предоставляет Туркменистану 'статус наибольшего благоприятствования' в торговле со странами Европейского Союза? Проект его уже утвержден парламентским комитетом по международной торговле; осталось лишь получить одобрение всего пленума.
Официально Европа отнекивается и утверждает, что она вовсе не выпрашивает газ у Туркменистана. Они говорят: туркменский диктатор в последнее время сделал несколько положительных шагов - например, согласился на ведение с Европой 'диалога по соблюдению прав человека'. И вообще, добавляют они, изолировать Ниязова неконструктивно.
Неконструктивно? Расскажите это Лукашенко.