Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рамсфелд утратил поддержку военнослужащих. Когда недавно я спросил одного армейского офицера с большим боевым опытом в Ираке, сколь многие из его коллег хотят, чтобы Рамсфелд ушел, он высказал мнение, что таких насчитывается 75%. Основываясь на своих беседах с высокопоставленными офицерами в последние 3 года, я подозреваю, что названная им цифра, возможно, занижена.

Если повезет, Ирак вскоре предпримет новую попытку сформировать правительство. Администрации Буша (George W. Bush) следует сделать то же самое, заменив Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld) на посту министра обороны США.

Рамсфелд утратил поддержку военнослужащих, которые на него работают. Не заблуждайтесь: отставные генералы, высказывающиеся против Рамсфелда в интервью и статьях, выражают взгляды сотен других офицеров, продолжающих службу в рядах вооруженных сил. Когда недавно я спросил одного армейского офицера с большим боевым опытом в Ираке, сколь многие из его коллег хотят, чтобы Рамсфелд ушел, он высказал мнение, что таких насчитывается 75%. Основываясь на своих беседах с высокопоставленными офицерами в последние 3 года, я подозреваю, что названная им цифра, возможно, занижена.

Но не в этом причина того, что его следует заменить. Военные нередко проявляют нелюбовь к гражданским шефам, на которых они работают, но в нашей системе сильный гражданский контроль крайне важен. В некоторых вопросах, из-за которых он схлестывался с высшим военным командованием, Рамсфелд оказался прав. Пентагон - закоснелое заведение, и ему требовалась та этика "трансформации", которую принес с собой Рамсфелд. Я сомневаюсь в общепринятой в Пентагоне оценке, что в Ираке ему были нужны 500000 американских военных. Нужно было больше войск, но это должны были быть иракские солдаты из той армии, которая не расформирована.

Рамсфелду следует подать в отставку, потому что администрация Буша проигрывает войну на внутреннем фронте. Как бы плохо ни пошли дела в Багдаде, Америка не потерпит там военного поражения. Но ее могут принудить к поспешному и хаотичному отступлению посредством усиления внутренней оппозиции ее политике. Значительная часть американского народа просто перестала верить аргументам администрации США в отношении Ирака, а Рамсфелд сегодня символизирует этот недостаток доверия. Он представляет собой "израсходованную силу" и может только лишь пререкаться с государственным секретарем США в отношении того, были ли во время войны допущены "тактические просчеты".

Администрация Буша вполне справедливо настаивала на том, что иракцам следует поставить во главу угла свое национальное единство, и что при формировании постоянного правительства им нужно убрать неэффективных и сеющих разногласия руководителей, заменив их людьми, которые способны объединить страну. Администрации следует прислушаться к собственному совету. Америке нужно такое руководство, которое может разговаривать со всей страной, а не только с людьми, которые и так уже согласны с президентом.

Заменой для Рамсфелда должен стать человек, который сумеет восстановить двухпартийный консенсус в отношении разумной иракской политики. Одним очевидным кандидатом мог бы стать демократ-центрист сенатор Джо Либерман (Joe Lieberman). Другим - республиканец-центрист с военным опытом, например, сенатор Чак Хагель (Chuck Hagel) или сенатор Джон Маккейн (John McCain). Администрации США пришлось бы спрятать в карман гордость, чтобы завоевать на свою сторону кого-нибудь из них, но в этом-то все дело: без смелых шагов Белого дома поддержка (иракской) войны будет и дальше падать.

Сегодня представляется очевидным, что президент Буш самостоятельно не сумеет избавиться от недостатка доверия к себе в вопросе иракской политики. Он вот уже много месяцев пытается восстановить консенсус в отношении войны с помощью целой серии выступлений и стратегических документов. Но рейтинг доверия к нему в опросах общественного мнения продолжает падать. Во время всех последних опросов рейтинг одобрения президента не превышал 40%; опрос газеты "The Washington Post" в сотрудничестве с новостной службой "ABC News" дал 38%, опрос телекомпании CNN в сотрудничестве с газетой "USA Today" и с Институтом Гэллапа (Gallup) - 37%, а опрос телекомпании "Fox" в сотрудничестве с исследовательской фирмой "Opinion Dynamics" - 36%. Поддержка войны сокращается еще более резко. Последний опрос "The Washington Post" - "ABC News" показал, что 58% населения страны сегодня считают, что эта война не стоит того, чтобы воевать, тогда как в апреле 2003 года таких было 27%.

Если иракцы сумеют сформировать правительство национального единства - а здесь, безусловно, есть большое "если" - им потребуется американская помощь, чтобы вытащить страну из гражданской войны. У Америки сегодня есть более хорошая военная стратегия для Ирака, такая, которая возлагает больше ответственности на иракские силы и делает упор на тактику подавления восстания. И у нее есть политическая стратегия, которая, наконец, учитывает интересы всех иракских общин - суннитов, шиитов и курдов - вместо того, чтобы обслуживать интересы дюжины бывших ссыльных руководителей. Эта военно-политическая стратегия, быть может, не принесет успеха, но пока еще слишком рано это утверждать. Чтобы купить себе время, администрации США нужна новая политическая база. Если она сохранит прежнюю команду, то получит все те же результаты.

Рамсфелд - упрямый человек, и, как я подозреваю, парад отставных генералов, которые громко требовали его головы, только лишь придал ему новой решимости удержаться на своем месте. Однако, оставаясь на своем посту, Рамсфелд наносит вред тому делу, которое, надо полагать, наиболее близко его сердцу. Президент США, еще более упрямый, чем шеф Пентагона, говорят, отклонил просьбу последнего об отставке. Если это так, тогда пора Рамсфелду самому взять это дело из рук Буша.

Администрации США следует прямо взглянуть в глаза ситуации: без перемен, которые позволят укрепить ее поддержку в Америке, администрация рискует проиграть войну в Ираке.