МОСКВА - Основная суть двустороннего соглашения между Россией и Соединенными Штатами, необходимого для того, чтобы открыть Москве дорогу в ВТО (Всемирную торговую организацию) лежит в энергетической сфере. Помимо таких проблем технического характера, как вопрос об открытии российского рынка для филиалов иностранных банков и страховых компаний, существует базовая проблема, по которой, как все утверждают, нет формального соглашения, однако, в чем все сходятся, имеет место согласие по сути вопроса. Речь идет о возобновлении важных энергетических соглашений. В этом контексте особо важное место занимает участие таких американских компаний, как 'Chevron' и 'ConocoPhillips', в титаническом проекте разработки Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море, где, по существующим оценками, сокрыто 3700 миллиардов кубометров газа.
Американские компании, наряду с норвежскими и французскими, уже фигурируют в финальном шорт-листе иностранных компаний, отобранных 'Газпромом', который должен был объявить об избрании 3-4 предпочтительных партнеров к 15 апреля 2006 года, однако затем отложил решение еще на несколько недель.
США настаивают на том, чтобы Россия ускорила работы в рамках всего этого проекта. Американцы крайне заинтересованы в получении российского природного газа, и не случайно канадцы недавно договорились об инвестициях в предприятие по сжижению природного газа, расположенное неподалеку от Санкт-Петербурга. Впрочем, 'Газпром', судя по всему, собирается растянуть процесс принятия решения относительно иностранных партнеров на несколько последующих фаз, с возможностью заблокировать продолжение работы над проектом. Это соответствует, в частности, и неформальному предупреждению, полученному от Кремля: не будет России в ВТО - не будет Соединенных Штатов в энергетических проектах.
Второй аспект новых соглашений может заключаться в активном участии России (в технологической и финансовой сфере) в американской программе GNEP (Global Nuclear Energy Partnership), нацеленной на увеличение числа предприятий, занимающихся обогащением и поставкой в третьи страны ядерного топлива для использования в мирных целях. Речь идет о весьма доходном бизнесе, в особенности в перспективе, и США уже выделили под это инвестиции в размере 250 миллионов долларов на 2007 год. Однако похоже, что русские находятся на более продвинутой по сравнению с американцами стадии в области разработки ядерных реакторов последнего поколения, основанных на быстрых нейтронах.
Таким образом, возникает проблема конкуренции за поставки в будущем ядерных станций и технологий в такие страны, как Индия, Бразилия и Китай. И наконец, американцы просят у русских, являющихся крупнейшими акционерами этого проекта, дать добро на увеличение поставок казахской нефти на западные рынки по Каспийскому нефтепроводу, которое до сих пор тормозилось Москвой под различными техническими и управленческими предлогами: здесь главным организатором выступает как раз 'Chevron'.