Появившиеся некоторое время тому назад сообщения о том, что российский газовый гигант "Газпром" может выступить с предложением о приобретении крупнейшего в Великобритании поставщика электроэнергии - компанию "Centrica", застали правительство врасплох.
Министры и прочие руководители провели серию поспешно созванных встреч и консультаций в целях выработки общей линии поведения. Всего состоялось восемь таких совещаний с участием представителей министерства торговли и промышленности (на четырех из них присутствовали руководители из других министерств и ведомств), на которых обсуждались "возможные последствия поглощения крупного британского поставщика электроэнергии". Об этом газете "Financial Times" сообщило министерство торговли и промышленности в ответ на просьбу о предоставлении информации.
Проблема состояла в отсутствии четко сформулированной политики в отношении того, как относиться к попытке "Газпрома" проникнуть на британский рынок.
Стандартная политика в отношении возможных приобретений понятна - правительство еще в 2003 году отошло от решения вопросов, связанных со слияниями и поглощениями, когда вступил в силу так называемый Закон о предпринимательстве (Enterprise Act). В соответствии с ним, решения почти по всем сделкам переданы на рассмотрение независимых антимонопольных органов.
Великобритания подчеркивает достоинства и преимущества отсутствия политического вмешательства в решение таких вопросов. Данный закон позволил компаниям Европейского Союза приобрести несколько британских коммунальных предприятий, что не вызвало никаких политических дискуссий и привело лишь к небольшому недовольству общественности.
Министр торговли и промышленности Алан Джонсон (Alan Johnson) в своем выступлении в Британской торговой палате в текущем месяце похвастался открытостью энергетического рынка страны. "Электричество на Даунинг Стрит поставляет французская компания, воду - немецкая компания, а что касается поставщиков газа, то существует выбор из четырех компаний, причем три из них принадлежат иностранным собственникам", - заявил он.
Но должна ли такая политика невмешательства государства в экономику распространяться и на "Газпром"? Покупка компании "Centrica", которой принадлежит British Gas, или компании Scottish Power (по слухам, это еще один объект возможного приобретения) может иметь определенные последствия для конкуренции.
Министр энергетики Малкольм Уикс (Malcolm Wicks) в этом году предупреждал, что либерализация британского рынка направлена "не на создание крупной олигополии" - рыночной ситуации с участием ограниченного числа крупных фирм. В интервью "Observer" он заявил, что "будет немного странно, если через несколько лет этот рынок станет напоминать монолитную олигополию с участием нескольких компаний, контролируемых государством - но не британским государством".
И, тем не менее, правительство отдаст эти проблемы на рассмотрение Управления по честной торговле и Комиссии по конкуренции. Официальный совет министрам в отношении возможного приобретения состоит в том, что "все вопросы в отношении конкуренции должны решать независимые органы". Об этом "Financial Times" сообщило министерство торговли и промышленности.
Министры же выразили обеспокоенность возможными последствиями такого приобретения "Газпрома" для безопасности поставок. Некоторые из них посчитали, что решение газовой компании временно прекратить подачу газа в Украину в начале года было политически мотивированным. Возможная перспектива (на сегодняшний день кажущаяся весьма отдаленной) того, что Россия воспользуется своим контролем над британским поставщиком газа для оказания политического давления звучит для Уайтхолла как сигнал тревоги.
Усиливающаяся зависимость Великобритании от импорта газа после 2003 года выдвинула геополитические угрозы энергетическим поставкам в политической повестке дня на первый план. Тогда правительство в своих энергетических оценках данный вопрос практически полностью игнорировало. Проводимая сейчас оценка энергетической политики ставит проблему безопасности поставок во главу угла. Отвечая в этом году на вопрос членов парламента о главных пунктах такой оценки, министр торговли и промышленности Алан Джонсон отметил именно этот "геополитический вопрос". "Где запасы нефти? Где запасы газа? Можем ли мы с оптимизмом смотреть в будущее в случае чего? Да, значительная часть газового импорта приходит к нам из абсолютно стабильных стран ... однако все эти вопросы приобретают все большее значение", - сказал министр.
Именно этой озабоченностью объясняется неожиданно жесткая по своей форме официальная реакция министерства торговли и промышленности на возможную заявку "Газпрома" о приобретении. Официальные представители министерства тогда предупредили, что такое приобретение будет подвергнуто "тщательной проверке", а также заявили, что безопасность поставок энергии для британских потребителей имеет "первостепенное значение".
Такой жесткий тон заявлений не означает, что правительство пойдет на изменение закона, чтобы получить возможность заблокировать заявку "Газпрома". Эксперты в области конкуренции предупреждают, что подобный шаг связан со многими трудностями - ведь уже выдана масса разрешений на приобретение компаний коммунального обслуживания иностранным капиталом.
Правительство надеется на то, что сам факт рассмотрения им подобной меры будет достаточным, чтобы удержать "Газпром" от такого шага. Юрист из Комиссии по конкуренции Крис Брайт (Chris Bright), занимающийся вопросами конкуренции в компаниях коммунального обслуживания, заявил: "Иногда достаточно лишь побряцать саблей. Для французов этого оказалось достаточно".