Вопрос: Вы обратились к странам НАТО с просьбой принять, наконец, план действий для того, чтобы Украина могла стать членом названной организации в 2008 году. Повлияют ли результаты состоявшихся парламентских выборов или энергетическая политика России на темпы вашей интеграции?
Ответ: Если говорить о влиянии России на процесс интеграции Украины в НАТО, то я предпочел бы услышать более открытые высказывания России по этому вопросу, чтобы наше вступление в организацию прошло безболезненно и не повредило нашим двусторонним отношениям. Я понимаю, что есть вопросы, связанные с расположением войск, вооружением и прочими обстоятельствами, которые могут усилить либо уменьшить напряженность отношений между нашими странами. Наша стратегия национальной безопасности включает в себя интеграцию в Атлантический Альянс и была утверждена парламентом, так что политическое решение по этому вопросу уже принято, однако параллельно существуют и другие механизмы, которые могут ускорить или затормозить эти процессы. Упомянутая Вами инициатива отражает желаемый для Украины порядок вступления.
Вопрос: Тем не менее, Партия регионов - не сторонник интеграции вашей страны в НАТО.
Ответ: Результаты парламентских выборов не повлекут существенных изменений в нашем внешнеполитическом курсе. Могут возникнуть некоторые нюансы, но никто не ставит сегодня задачу пересмотра выбранного курса в контексте прошедших выборов. Если мы начнем обсуждение вопросов обороны и безопасности, то, полагаю, вошедшие в парламент силы очень скоро поймут, насколько сложна и деликатна ситуация Украины в этих областях, и насколько необходимо включение нашей страны в европейскую структуру. Что же касается энергетической политики России, то здесь некоторые тенденции способны повлиять на нашу экономику и, частично, политику, но не на основополагающие решения.
Вопрос: Как Вы оцениваете энергетическую политику ЕС в отношении России и Украины?
Ответ: Европа сделала вывода из произошедших между нами в начале года инцидентов. Эти выводы вынуждают страны-члены ЕС пересмотреть свое восприятие рынка. Украина будет постоянным партнером ЕС в качестве страны-транзитера для переброски энергетических ресурсов из России и других альтернативных источников. Мы хотели бы, чтобы наша транспортная энергетическая сеть была лучше адоптирована к условиям европейского энергетического рынка, и с этой целью мы интенсифицировали наши консультации с ЕС. Все страны, имеющие поставщика-монополиста, надеются на диверсификацию источников получения энергии. С другой стороны, мне кажется, что если бы России и Украине удалось урегулировать свои рыночные отношения в энергетической области, это подкрепило бы предложение о предоставлении Европе энергетических услуг. Кроме того, мы готовы играть новую роль в поставках среднеазиатского газа на европейский рынок: через Каспий или Кавказ и далее по территории Украины.
Вопрос: Вы и Ваш российский коллега Владимир Путин обсуждали вопрос о возобновлении получения атомной энергии обеими странами. Не является ли это подменой одной зависимости другой?
Ответ: Мы говорили о другом: Украина должна найти новый подход к использованию своего собственного ядерного комплекса, учитывая имеющиеся в стране уникальные запасы урана и тот факт, что она может сотрудничать в области получения ядерного топлива. Речь идет не о новом виде зависимости, а об использовании таких видов топлива, которые помогут диверсифицировать рынок. Мы обратились к французам с предложением, направленным на продление жизни наших реакторов. Кроме того, мы изучили возможность получения ядерного топлива в США. Мы провели успешные испытания по использованию на наших АЭС топлива, полученного при помощи западных технологий. В тех областях, которые соответствуют нашим интересам, Украина также может поддерживать рациональное сотрудничество и с Россией. . .
Вопрос: Украина, в отличие от России, казалась убежищем для преследуемых постсоветскими диктатурами. Тем не менее, Вы депортировали десяток узбеков, обвиняемых правящим в Ташкенте режимом.
Ответ: Решение о депортации было принято судьями на основании того факта, что у этих людей не было статуса политического беженца и вида на жительство, а не на основании соглашения, заключенного с определенным политическим режимом. К сожалению, мировое общественное мнение и наши западные друзья иначе смотрят на это судебное действие. Мы не ставим под вопрос демократический принцип о пребывании беженцев на территории Украины. Получилось так, что эти люди, де-юре не имевшие статуса беженца по причине особенностей законодательства страны, стали объектом судебного решения, которое они не опротестовали. Здесь совпало несколько моментов, и развязка ситуации оказалась настолько неприятной.
Вопрос: Кто-то сравнил Юлию Тимошенко, занимавшую до сентября 2005 года пост премьер-министра, с ураном на атомной станции, энергия которого должна быть использована конструктивно.
Ответ: Я согласен. Тимошенко - очень толковый политик, продуктивный и интересный, но она может породить множество проблем, если ее активность не будет использована рационально. Так ее решение об отмене 24 специальных экономических зон привело к потере нами многих торговых партнеров. Это пример того, как нельзя поступать. Есть и другие: в частности попытка регулировать цены административным путем.
Вопрос: Каким бы ни был цвет будущего правительства, Вам, похоже, придется жить между 'оранжевыми' и оппозицией, представленной Вашим бывшим соперником Виктором Януковичем.
Ответ: Как говорил Де Голль, оппозиция - неудобна, но неудобна также и Франция. Конечно же у нас будет оранжевая коалиция, но это будет коалиция деликатная, поскольку у нас есть 243 депутата для формирования большинства в парламенте, состоящем из 450 депутатов, и любое отклонение приведет к очередному расколу. . . Нам необходимо разработать документ, в котором будет отражена наша позиция в отношении экономических связей с Россией и поставок газа. Необходимо перечислить все угрозы, и не торопясь дать ответ на каждую из них. . .
Вопрос: Вы хотите быть президентом всей Украины, но существует много Украин, и среди них та Украина, которая говорит на русском языке. Почему Вы оставляете за Россией монополию на этот язык?
Ответ: На Украине не существует политической силы, способной заставить парламент принять решение о присвоении русскому языку статуса второго государственного. Все рассуждения по этому вопросу - предвыборная демагогия на тему лингвистики. Другое дело - нюансы использования языка меньшинств в том или ином регионе. В этом вопросе мы действуем в соответствии с Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств. Мы не ущемляем ничьи лингвистические права. Более того, мы проводим государственную политику развития лингвистических средств меньшинств, начиная с границы с Венгрией, где региональным языком является венгерский. Вопрос о статусе русского языка часто поднимается в Крыму, но как президент я не получил ни одной жалобы на притеснения при использовании русского языка на этой территории. Конституция Крыма устанавливает использование русского в качестве регионального языка, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая вузами. Здесь мы скорее сталкиваемся с проблемами для украинского языка: в Крыму у нас семь школ, у татар - четырнадцать, а все остальные школы - русские.
Вопрос: Таким образом, Вы не видите русский язык в качестве второго государственного.
Ответ: Это не соответствует настроениям в обществе.
Вопрос: И в восточных районах тоже?
Ответ: Посредством проведения региональной политики мы решаем вопрос об использовании языка любого меньшинства - будь то еврейского или греческого.
Вопрос: Иными словами сущность Украины проявляется через украинский язык.
Ответ: Именно так. Это одна из тех основ, на которых строится Украина. Украинский язык - один из признаков ее идентичности.