Цены на недвижимость в Москве, вполне вероятно, будут и дальше расти так же быстро. Но Москва - не место для тихого инвестора.
Наскучила Болгария? Надоело закисать в Таллинне? Почему бы тогда не попробовать Москву? Забудьте об очередях за хлебом, серых рядах домов-башен и честных дипломатах, которых ловят на безумно красивых и смертельно опасных агентов КГБ по имени Таня. После падения коммунизма прошло уже больше пятнадцати лет, и тогдашнее 'сердце империи зла' уже давно превратилось в 'котел чистого капитализма', подогреваемый бешено растущими ценами на нефть - хотя некоторые 'призраки прошлого' еще могут испугать наивного новичка.
В прошлом году средние цены в Москве выросли на 25-30%, и это только самый последний период бума, начавшегося после финансового краха августа 1998 года. Из-за хронического недостатка жилья растут и ставки арендной платы за квартиры, особенно высококачественные, на которые как раз и претендуют люди с Запада, приезжающие жить в Москву.
Однако Дэвид Гилмартин (David Gilmartin), генеральный менеджер британского агентства Intermark, сразу предупреждает потенциальных инвесторов: относиться к России как к большой Чехии или Венгрии - значит делать большую ошибку.
- На московском рынке уровень риска выше; он и политически, и финансово менее стабилен, чем Будапешт или Прага, - рассказывает Гилмартин, проработавший в России уже десять лет. - Для обычного инвестора работать на этом рынке трудно, и цена входа на него высока, если надо приобрести недвижимость, которую потом можно будет сдавать, получая с этого разумный доход.
Сегодня, по его словам, минимальная цифра, которую нужно потратить, составляет 200-230 тысяч фунтов. За эти деньги можно получить нормальную трехкомнатную квартиру в 90 квадратных метров в каком-нибудь околоцентральном районе, требующую небольшого косметического ремонта. Отдача от таких вложений сейчас - десять процентов годовых. Еще два года назад было пятнадцать, но и десять - это по европейским меркам очень хорошо.
Правда, разброс цен в Москве огромен - да в десятимиллионном городе, в котором между богатыми, с трудом пробирающимися по забитым улицам в 'Джипах' и 'Мерседесах', и бедными, еле сводящими концы с концами на сто фунтов в месяц, пролегли дистанции огромного размера, вряд ли может быть иначе.
В районе станции метро 'Кропоткинская' около Москвы-реки вы наверняка найдете гораздо больше первых, нежели вторых. Район между улицами Остоженка и Пречистенка здесь называют 'золотой милей', да и по ценам (до 10 тысяч фунтов за квадратный метр) она вполне может потягаться с Мейфэром (один из аристократических районов Лондона - прим. перев.). Эта миля - только для богатых.
Для инвестора, покупающего недвижимость за границей, чтобы ее сдавать, гораздо лучше обратить внимание на Патриаршие Пруды - зеленый район в старой части города, где происходит действие романа Булгакова 'Мастер и Маргарита'. Сейчас здесь остался всего один пруд (зимой он превращается в каток), но в центре Москвы это место до сих пор самое чистое, самое зеленое и самое приятное. Среди приезжих из-за границы оно довольно популярно, и рынок сдачи местного жилья в аренду здесь быстро растет.
Кроме того, сегодня выгодное дело - сдавать квартиры на короткий срок туристам или предпринимателям, приезжающим на несколько дней. Сразу несколько гостиниц, среди которых и монстроподобная 'Россия', сейчас или ремонтируют, или сносят, так что мест хронически не хватает. И трехкомнатную квартиру на Тверской - это улица дорогих магазинов, баров и ресторанов, московский аналог Пятой авеню, откуда можно пешком дойти до Красной площади и Кремля, - можно легко сдавать более чем за сто фунтов в сутки.
Чтобы заработать денег, можно и не ограничиваться городом. Многим, кто приезжает без семьи (особенно мужчинам), хочется жить неподалеку от центра города, в котором идет ночная жизнь, но семья может предпочесть и какой-нибудь охраняемый поселок, которых сейчас много на западных окраинах города.
Три года назад Стивен Томас, 55-летний архитектор из Котсуолда (Cotswolds), купил дом в одном из таких поселков в Одинсова (в тексте Odinsova - прим. перев.) всего за 66 тысяч фунтов. Еще 55 тысяч пришлось истратить, чтобы довести дом, отделка которого оставляла желать много лучшего, до ума. Он живет в нем сам - и с ним 39-летняя жена Лилия, она русская, и трехлетняя дочь Александра, - но прикидывает, что сдавать такой дом можно было бы за 2800 фунтов в месяц.
- Если бы я сейчас его продал, мог бы выручить 380-400 тысяч долларов (220-230 тысяч фунтов), а если подожду до конца года - то и все 450-500 тысяч (260-290 тысяч фунтов), - рассказывает Стивен. Послушать, какие грустные истории он рассказывает о российских строителях - поневоле подумаешь, что эти деньги он действительно заработал.
Однако все это не означает, что Москва уже стала хорошим местом для слабых и робких. Сегодня, конечно, на дворе уже не девяностые годы, когда конкурирующие biznesmyemi сводили счеты прямо на улицах с помощью 'Калашникова', но до сих пор при входе в 'Макдоналдс' надо проходить через металлодетектор, а обязательным социальным атрибутом остается железная дверь в доме.
Перед тем, как покупать дом или квартиру, обязательно необходимо знать не только владельца, но и всех жильцов, кто в ней (или в нем) зарегистрирован. Каждый из них должен дать согласие на продажу. Кроме того, известны случаи, когда власти реквизировали целые здания в центре города, а владельцам доставалась лишь копеечная компенсация. Еще более серьезно надо подходить к покупке, когда квартира находится на 'нулевом цикле': во-первых, придется, возможно, внести всю сумму вперед, а, во-вторых, если 'строитель' вдруг испарится, компенсацию никто не заплатит.
В общем, динамичный рынок - это хорошо. Только не слишком динамичный.