В ночь на 14-е апреля 2001 г. в редакцию телекомпани НТВ ворвались вооруженные люди в маскировочном камуфляже. Это явилось началом конца эры, которая ошибочно считалась расцветом журнализма.
Штурму редакции предшествовала демонстрация против поглощения единственного частного телеканала, вещающего на всей территории страны, государственным концерном 'Газпром'. Несмотря на дождь, перед Останкино собрались 20 тысяч людей. Эта последняя массовая акция протеста завершила в России начавшуюся в 1991 году эру либеральной демократии. Тогда журналисты еще верили в то, что все закончится без особых последствий. Но 'Газпром-Медиа' долго не разбирался - их просто выставили за дверь.
Время расцвета первого российского частного телеканала
Первый независимый телеканал в России был учрежден в 1993 г. частным банковским консорциумом. Двигателями канала стали предприниматель Владимир Гусинский и журналист Евгений Киселев. Вскоре НТВ стал самым популярным в стране телеканалом, прежде всего, благодаря своим профессионально подготовленным программам новостей и политическому анализу. НТВ задал новые профессиональные стандарты в истории российского телевидения.
Но довольно скоро после своего рождения у телеканала началось журналистское грехопадение. НТВ выглядел как символ свободы прессы, но уже в скором времени перешел на службу государству и деньгам.
Каждое воскресенье разоблачительные истории Евгения Киселева манили к экранам телевизоров политическую элиту страны. В передаче не только комментировали происходящее, но и бесцеремонно копались в грязном белье стремящихся наверх олигархов - это делалось зачастую по прямому заказу того или иного контрагента. Образовалась не святая троица, состоящая из политики, капитала и СМИ.
После журналистского грехопадения образовалась троица, состоящая из политики, капитала и СМИ
Корреспонденты телеканала НТВ получали награды за доклады из Чечни. А в 1996 г. телеканал все же обеспечил, путем массивной предвыборной пропаганды, повторное избрание Бориса Ельцина, начавшего войну в Чечне, на пост президента, который в противном случае достался бы Геннадию Зюганову. По комментариям Киселева можно было регулярно узнавать, что планировалось в Кремле. Так, министр иностранных дел Козырев по телевизору узнал о своем предстоящем увольнении. НТВ стал голосом Кремля.
В ответ на упрек в недемократическом поведении и нарушении свободы прессы руководство НТВ ответило тогда тем, что любое средство было подходящим, чтобы остановить коммунистов.
Гусинский и Березовский руководили судьбой России
В знак благодарности за поддержку, телеканал НТВ получил лицензии на трансляцию на территории всей страны, а также выгодный кредит от 'Газпрома'. Гусинский устремился к звездам, он занялся разработкой спутникового телевидения и постройкой нового телевизионного центра на Минском шоссе. НТВ становился конкурентом для первого канала ОРТ, которым по поручению Ельцина руководил второй медиа-магнат - Борис Березовский.
Березовский и Гусинский чувствовали себя вершителями судьбы России. Все походило на свободу прессы и смелый, разоблачительный журнализм. Но, на самом деле, это была лишь заказная работа и аллегория на траншейный бой между различными сторонами в войне за постоянное перераспределение государственного имущества.
Редакция НТВ стала жертвой, превратившись в беспощадный политический инструмент
Замечательный журналистский коллектив НТВ, в который в это время входили лучшие журналисты страны, беспощадно инструментализировался - в конце концов, журналисты сами же и стали жертвами этой инструментализации.
В предвыборной борьбе за пост уходящего с должности президента Ельцина Гусинский встал на сторону мэра Москвы Юрия Лужкова и бывшего главы правительства Евгения Примакова, чего медиа-магнату не смог простить кронпринц Ельцина - Владимир Путин. Гусинский хотел выиграть все, но сделал ставку не на ту лошадку - и все проиграл.
Гусинский теряет благосклонность Кремля и свою кредитоспособность
'Газпром' потребовал от телеканала, имевшего долги на общую сумму в 150 миллионов долларов, немедленного возврата кредита. Гусинского арестовали и поставили перед выбором: провести несколько лет в заключение или отдать свое имущество для погашения долгов, получив возможность покинуть страну. Как стоит понимать подобный ультиматум, стало ясным несколько лет спустя, и примером тому явился не захотевший уступать шеф ЮКОСа - Михаил Ходорковский.
Охота на журналистов: старый состав НТВ распадается
Команда журналистов, во главе с бывшим генеральным директором Киселевым, пыталась продолжить свою прежнюю редакционную политику сначала на московском телеканале ТВ-6, a позже на ТВС. Но, под постоянным давлением властей, диктаторский стиль руководства Киселева оказался роковым. Старый состав журналистов НТВ окончательно распадался. Директор-учредитель НТВ Добродеев, к тому времени давно ушедший на государственный телеканал РТР, соблазнил многих бывших сотрудников на смену рабочего места. Другие выдающиеся журналисты телеканала НТВ также перешли на контролируемый правительством телеканал ОРТ.
Под контролем 'Газпрома' на НТВ мало что осталось по-прежнему. Известный ведущий Леонид Парфенов был уволен, так как он открыто критиковал руководство телеканала. Некоторое время спустя он стал главным редактором русскоязычного варианта журнала 'Newsweek', выпускаемого издательским домом 'Аксель Шпрингер'.
Ведущая новостей Татьяна Миткова совсем исчезла с экранов. Даже новому генеральному директору Борису Йордану, обеспечившему переход НТВ в руки 'Газпрома', пришлось покинуть телеканал из-за слишком подробных репортажей во время драмы в 'Норд-Осте'.
В России не было и нет СМИ, которые не зависили бы от государства или капитала. Они все инструментализируются. Задается лишь вопрос - кем?
В настоящее время многие критикующие журналисты нашли убежище на радиостанции 'Эхо Москвы', вещающей на всей территории страны и уже несколько лет также принадлежащей 'Газпром-Медиа'. Кремль терпит существование радиостанции, служащей в какой-то степени предохранительным клапаном общественного мнения. Нет почти ни одного политического лидера, которому еще не пришлось бы отвечать на вопросы журналистов 'Эха Москвы', несмотря на то, что здесь господствует свобода слова и для солдатских матерей, и для других неправительственных организаций.
Возвращение телеканала НТВ крайне маловероятно
'Возвращение "прежнего" НТВ очень маловероятно', - заявил Киселев в 'юбилейной' передаче на 'Эхо Москвы', где он был и гостем, и ведущим. По его словам, это возможно лишь после смены правительства. Массовые протесты, как в 2001 году, также стали невозможными. Известные журналисты хотя и призвали (в субботу, в 13.00 часов по московскому времени) к митингу солидарности на Пушкинской площади, но это, по его словам, в лучшем случае станет юбилейным праздником.
Всему этому способствовал и тот факт, что российская политическая журналистика дискредитировала саму себя и осквернила свою репутацию путем беспринципности и 'заказухи'. То время, когда журналисты в начале перестройки считались героями, прошло; теперь профессия журналиста, как и понятие демократии, стало почти ругательным словом.