Если судить по подготовке к запланированному на эту неделю визиту Ху Цзинтао (Hu Jintao) в Америку, состояние американо-китайских взаимоотношений определяется не только соотношением юаня к доллару.
В этом вопросе президент Джордж Буш (George W. Bush), обычно представляющий имеющиеся у Америки варианты в черном и белом цветах, оказался мудрее некоторых своих критиков, признав, что американо-китайские отношения являются "сложными". Этим же словом можно охарактеризовать и зачастую противоречивое отношение г-на Буша к Китаю с момента избрания на пост президента.
Лидер Китая на этой неделе услышит много разговоров о взаимосвязи между преднамеренно поддерживаемым на низком уровне курсом китайской валюты и растущим текущим дефицитом американского бюджета. Он должен помнить о том, что не вся критика может быть отвергнута как популистская показуха в преддверии приближающихся в США промежуточных выборов. Так же г-ну Ху полезно будет помнить, насколько далеко г-н Буш продвинулся в своих взглядах на Китай с 2001 года.
Вступив в должность, г-н Буш выделил Китай как наибольшую проблему внешней политики. В рамках продуманного отказа от идей Билла Клинтона (Bill Clinton) превратить Пекин в "стратегического партнера" он был назван "стратегическим соперником". Опасный спад в отношениях наступил тогда, когда китайцы заставили американский разведывательный самолет EP3 совершить вынужденную посадку, за чес последовало напряже6нное десятидневное противостояние.
Атаки на башни-близнецы, которые произошли несколько недель спустя, многое изменили, и в том числе способствовали осознанию того, что помощь Китая может иметь очень большое значение в нанесении поражения исламским террористическим группировкам во всем мире. События 11 сентября также дали г-ну Бушу дополнительную свободу действий в осуществлении бюджетных расходов, призванных стимулировать экономику, что стало как минимум частичной причиной более чем двукратного увеличения дефицита в торговле Америки с Китаем в прошлом году, до 202 миллиардов долларов США.
Отчасти именно из-за неправильно налоговой политики г-на Буша Америка текущий дефицит бюджета США сейчас превышает 7 процентов валового внутреннего продукта - и на Китай приходится четверть этого дефицита. В то же самое время нежелание Китая позволить расти внутреннему потреблению является одной из причин того, что рост китайского ВВП составляет 7 процентов.
Конечно, такого дисбаланса быть не должно. Однако ничего не произойдет, пока г-н Буш и г-н Ху не преодолеют давление своих соотечественников, призывающих их возлагать вину за происходящее на другую сторону, и не согласятся с необходимостью совместной переориентации своих экономик. Несмотря на некоторые разногласия, Китай и США должны также убедить другие страны Восточной Азии с большими профицитами бюджетов вместе с Китаем скоординировано переоценить свои валюты.
Проблема урегулирования глобальных дисбалансов будет самым важным пунктом на завтрашней встрече двух лидеров. Однако г-н Буш не должен позволить валютным противоречиям заслонить собой широкий спектр других вопросов, которые лидеры двух стран должны решать вместе.
Многие представители администрации Буша до сих пор считают рост Китая прямой угрозой американским интересам. Джон Негропонте (John Negroponte), директор Службы национальной разведки, недавно назвал Китай "равным соперником". Возможно, ястребы правы, считая быстрорастущие военные расходы Пекина признаком того, что он планирует бросить вызов превосходству США. Однако трудно представить удовлетворительное решение любой из наиболее насущных внешнеполитических проблем, стоящих перед г-ном Бушем, без привлечения Китая. Возглавляют список иранская и северокорейская программы создания ядерного оружия. В обоих случая Китай не проявляет активность. Он не выступает против интересов США напрямую, но и не оказывает всестороннюю помощь. Что касается Кореи, то Китай боится нестабильности вблизи своих границ не меньше, чем он опасается ядерного Пхеньяна. Кто касается Ирана, то Китай заинтересован в надежных поставках энергоресурсов, что вступает в противоречие с требованием Вашингтона пригрозить Ирану введением международных санкций. От действий Китая также будет зависеть и то, сможет ли г-н Буш укрепить энергетическую безопасность Америки. В исследовании, проведенном недавно Конгрессом, говорится, что цены на бензин в США могут вырасти на 15 процентов в предстоящие пять лет, если нефтяные потребности Китая сохранят свои нынешние темпы роста.
Это всего лишь несколько примеров областей, сотрудничество в которых может иметь большое значение для всего мира. В этой связи заместитель государственного секретаря Роберт Зеллик (Robert Zoellick) поступил более здраво, чем некоторые из его коллег, призвав Китай стать "ответственным участником" международной системы. Как техасец, г-н Буш должен помнить, что на мед можно поймать больше мух, чем на уксус.