МОСКВА - Когда Кремль в 2004 году захватил самое ценное добывающее подразделение крупнейшей в стране частной нефтяной компании, иностранные инвесторы закричали о том, что Россия подрывает основы своей рыночной экономики.
Прошло менее двух лет - и Россия готовится сегодня продать крупный кусок захваченной собственности, известной под названием "Юганскнефтегаз", назад частному сектору путем публичного предложения акций государственной нефтяной компании ОАО "Роснефть" - той самой, что проглотила "Юганскнефтегаз". Данная сделка, в результате которой продавец может получить до 20 миллиардов долларов, вполне способна стать крупнейшим в истории первоначальным публичным предложением акций.
А как насчет иностранных инвесторов? Они вновь готовятся открыть свои кошельки. Советники из числа таких компаний, как Morgan Stanley и J.P. Morgan, в феврале пригласили президента "Роснефти" Сергея Богданчикова в Лондон для проведения презентации. На презентацию пришло так много руководителей инвестиционных фондов и аналитиков, что некоторым из них не хватило сидячих мест во время ланча.
"По сути дела, произошла смена упаковки "Юганскнефтегаза", - говорит руководитель лондонского фонда по управлению активами Pictet Asset Management Агне Зиткуте (Agne Zitkute). - У меня в связи с этим действительно возникают проблемы морального плана, но означает ли это, что мы не будем рассматривать возможность инвестирования средств? Нет".
Предложение акций, которое может состояться в июле месяце, будет означать гораздо большее, нежели финансовый триумф Кремля. Продажа до 49 процентов акций "Роснефти" первоклассным западным инвесторам станет громогласным одобрением действий Кремля по восстановлению контроля государства над стратегически важным энергосырьевым сектором России, которая занимает первое место в мире по добыче природного газа и второе - по добыче нефти. В момент безудержного роста цен на энергетическое сырье президент Владимир Путин расценивает это огромное достояние России как важный инструмент международного влияния.
Первичное предложение акций станет также доказательством того, что у инвесторов в мире большого капитала короткая память. Менее десяти лет назад Россия оказалась не в состоянии производить выплату своего внешнего долга в десятки миллиардов долларов, буквально уничтожив большое количество вкладов инвесторов и вынудив многих из них дать зарок - никогда сюда не возвращаться. Сегодня российский рынок ценных бумаг демонстрирует одни из лучших в мире показателей, а государственная газовая монополия "Газпром" включена в число самых крупных в мире компаний по объему капитализации.
"В конце концов, все стремятся зарабатывать деньги, и Кремль это знает", - говорит Харви Савикин (Harvey Sawikin ), соучредитель нью-йоркского инвестиционного фонда Firebird Management, имеющего большие инвестиционные вклады в России.
На презентации в Лондоне господин Богданчиков говорил об уникальных резервах "Роснефти" (а у нее запасов нефти в недрах больше, чем у компании Exxon), а также о стабильном росте нефтедобычи как о свидетельстве того, что государственная компания способна конкурировать с самыми лучшими частными фирмами.
Участники встречи отметили, что ни один из гостей не задал вопроса о ЮКОСе - бывшей компании-владельце "Юганскнефтегаза" и бывшем любимце иностранных инвесторов в России. После того, как Кремль нанес по компании мощный удар, предъявив ей судебный иск на десятки миллиардов долларов за неуплату налогов, этот шаг был расценен многими как попытка подавить политические амбиции миллиардера-руководителя ЮКОСа. За день до презентации против Богданчикова в федеральный суд города Вашингтона был подан судебный иск. Иск был подан бывшими акционерами ЮКОСа, пытающимися получить компенсацию за свои потери и оспаривающими права собственности "Роснефти" на "Юганскнефтегаз". "Роснефть" заявляет о своей уверенности в том, что она одержит на этом процессе победу.
Другие страницы истории "Роснефти" также заставляют ветеранов российского рынка задуматься. "Роснефть" известна своей жесткой тактикой поведения в отношении кредиторов и акционеров, напоминая своими действиями российских олигархов 90-х годов.
"Вся биография этой компании испещрена фактами неправомочного поведения в отношении миноритарных акционеров и противоречит духу закона", - говорит Иван Мазалов, директор московского отделения шведского инвестиционного фонда Prosperity Capital Management, имеющего активы в ценных бумагах на сумму 2,2 миллиарда долларов, причем большей частью размещенных в России.
Некоторые возможные неожиданности
Ряд банкиров и руководителей ставит под вопрос возможность реального осуществления сделки. Налицо некоторые внезапные изменения конъюнктуры. Получивший образование на Западе финансовый директор компании, который отвечал за контакты с советниками по вопросам первичного размещения акций, в феврале внезапно ушел в отставку после того, как у него, по словам близких к компании людей, произошел конфликт с Богданчиковым. Существует также возможность продажи Россией целых пакетов акций "Роснефти" напрямую государственным нефтяным компаниям из Индии и Китая, поскольку обе страны полны желания приобретать активы российских энергосырьевых компаний.
Для Кремля предпочтительнее выглядит курс на публичное размещение акций. Путин регулярно пользуется такими примерами для отражения критики в адрес своего правительства, национализировавшего значительные области российской экономики. Он выступал и в защиту действий правительства по разгрому ЮКОСа и последовавшему захвату его активов, назвав их вполне законными и основанными на рыночных принципах.
"Им нужно одобрение Запада", - говорит бывший экономический советник Путина Андрей Илларионов, присутствовавший на целом ряде кремлевских заседаний до своего ухода с поста в декабре прошлого года.
В декабре Путин предложил важный пост в совете директоров "Роснефти" бывшему министру торговли США и старому другу президента Буша Дональду Эвансу (Donald Evans). Однако сообщения об этом предложении вызвали в Вашингтоне шквал критики, и Эванс предпочел отказаться от предложенной должности.
В апреле "Роснефть" объявила о том, что приняла на работу в качестве главного финансового директора компании Питера О'Брайена (Peter O'Brien), 36-летнего инвестиционного банкира из США, работавшего в сфере первоначального размещения ценных бумаг на компанию Morgan Stanley.
О'Брайен говорит, что твердо намерен помочь "Роснефти" выполнить международные требования по корпоративному управлению и обращению с акционерами. Западные банки, дающие рекомендации по первичному публичному предложению акций, утверждают, что их участие гарантирует выполнение строгих требований в этом отношении.
"Роснефть" была создана в 1993 году, когда советское министерство нефтяной промышленности было преобразовано в несколько компаний. Судьба приготовила "Роснефти" череду взлетов и падений в соответствии с капризами кремлевской политики. Это было естественным побочным эффектом для государственной компании в стране, где решения правительства редко бывают предсказуемыми.
В эпоху безумных приватизаций середины 90-х годов самые лакомые куски "Роснефти" оказались проданными магнатам бизнеса, прозванным "олигархами". Эти олигархи использовали все свое политическое влияние для создания огромных империй. Когда в 1998 году Богданчиков был назначен президентом компании, она была на грани развала, поскольку олигархи замахивались даже на остатки ее собственности.
Богданчикову удалось спасти "Роснефть" от распада, но компания была лишь игроком второй лиги в отрасли, где доминировали олигархические гиганты, подобные ЮКОСу.
Ситуация в "Роснефти" улучшилась в 2003 году, когда Кремль начал наступление на Михаила Ходорковского, олигарха с политическими амбициями и владельца ЮКОСа. Власти арестовали его, обвинив в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В ходе судебного процесса, подвергнутого масштабной критике и названного политизированным примером избирательного судебного преследования, ЮКОСу был нанесен мощный удар исками о налоговой задолженности, сумма которой быстро выросла почти до 30 миллиардов долларов. Влиятельный кремлевский аппаратчик Игорь Сечин, которого и бывшие, и нынешние руководители называют главным автором наступления на ЮКОС, в 2004 году стал председателем правления "Роснефти". В то время компания совершала искусные маневры, чтобы вступить во владение значительной частью собственности ЮКОСа.
Власти приготовились к разделу ЮКОСа и продаже его самой лучшей составляющей - гигантской сибирской нефтедобывающей компании "Юганскнефтегаз", в целях удовлетворения исков по налоговой задолженности. "Роснефть" едва не стала жертвой политических внутрикремлевских ветров, часто меняющих свое направление.
Без предупреждения
Безо всякого предупреждения Путин утвердил план создания единой национальной энергетической компании-лидера на базе государственной газовой монополии "Газпром", которая должна была купить "Роснефть". В новой компании Богданчикову отводилась в значительной мере номинальная должность. В дополнение к такому унижению новые боссы Богданчикова выбрали именно его для выступления с публичным заявлением об участии "Газпрома" в торгах за "Юганскнефтегаз", хотя "Роснефть" надеялась сама получить эту компанию в ходе приближавшегося аукциона.
В очередь на финансирование сделки "Газпрома" выстроилась целая шеренга западных банков. По словам людей, знакомых с подробностями сделки, государство ясно дало понять, что не будет приветствовать участие в торгах других претендентов.
Но всего за несколько дней до декабрьского аукциона ЮКОС подал заявление в американский суд с просьбой о защите от банкротства. Судья из Хьюстона отдала распоряжение, запрещающее "Газпрому" и его западным кредиторам участвовать в аукционе. Изумленные руководители "Газпрома" вдруг обнаружили, что западные банкиры, так страстно обхаживавшие их прежде, больше не отвечают на телефонные звонки, опасаясь судебного преследования.
Кремль предпринял отчаянные усилия для спасения сделки. Чтобы защитить "Роснефть" от будущих рисков судебного преследования (это позже признал и сам Путин), победителем аукциона была объявлена неизвестная российская компания, которая буквально через несколько дней была продана "Роснефти".
"Роснефть" спасла Кремль от международного позора и сумела сорвать запланированное слияние с "Газпромом". Однако приобретение "Юганскнефтегаза" создало для Богданчикова уйму финансовых проблем.
За время рождественских каникул он собрал большую часть из суммы в 9,4 миллиарда долларов на покупку "Юганскнефтегаза". Несколько недель спустя он рефинансировал 6 миллиардов долларов этого дорогого долга, заключив соглашение с китайской государственной нефтяной компанией, которая должна была полностью выплатить эту сумму в счет пятилетних поставок сырой нефти.
Однако волна заимствований заставила "Роснефть" нарушить условия прежних займов и другие обязательства перед западными банками. Более того, когда аукцион нанес мощный финансовый удар по ЮКОСу, его кредиторы во главе с французской Societe Generale потребовали от "Роснефти" выплатить сумму в 1 миллиард долларов, которая составляла объем кредита, выданного ЮКОСу под гарантии купленного "Роснефтью" "Юганскнефтегаза".
Когда в начале прошлого года банкиры на встрече с руководством "Роснефти" предъявили компании свои претензии, они ожидали, что руководители займут примирительную позицию. Однако российские представители отказались выполнять обязательства ЮКОСа и предупредили о возможных неприятных последствиях судебного преследования контролируемой Кремлем компании.
Как рассказал один западный банкир, отношение к кредиторам было "крайне агрессивным".
Официальные представители "Роснефти" утверждают, что существуют определенные юридические сомнения относительно того, несут ли они ответственность за кредиты, выданные ЮКОСу. Прошло шесть месяцев трудных переговоров, в ходе которых банки предъявили "Роснефти" ряд исков об оплате долга ЮКОСа и пригрозили объявить, что компания не выполняет свои обязательства по другим займам, если та откажется заплатить долг. В итоге "Роснефть" согласилась выплатить указанную сумму.
Как раз в тот период, когда "Роснефть" весной прошлого года отчаянно пыталась исправить свое финансовое положение, и возникла идея открытой подписки на акции компании. Некоторые либералы из состава правительства надеялись, что сторонние акционеры помогут сделать "Роснефть" более открытой и эффективно действующей компанией. Государство должно использовать 7,5 миллиарда долларов поступлений от продажи акций "Роснефти" для того, чтобы заплатить за укрепление своего контроля над "Газпромом". "Роснефть" надеется использовать значительную часть остальных средств для погашения собственного долга.
Руководство "Роснефти" также предложило отложить часть акций для их приобретения высшими должностными лицами компании. Однако некоторые кремлевские руководители подвергли данное предложение критике, назвав его открытой попыткой захвата государственных активов, что политически недопустимо. И идея эта испарилась сама собой.
Неважно, как будут распределены акции, однако их публичное предложение потребует масштабной чистки в рядах государственной компании, которая никогда особо не задумывалась о возможности внешнего инвестирования.
"Роснефти" придется навести порядок в своей запутанной как лабиринты власти Византийской империи структуре. Хотя сама "Роснефть" всегда на 100 процентов принадлежала государству, ее многочисленные дочерние компании из числа реально буривших скважины, обрабатывавших сырую нефть и продававших бензин, в 90-е годы были частично приватизированы. Большая часть акций этих компаний принадлежит "Роснефти", однако определенной долей акций владеют и сторонние инвесторы.
Изучавшие эти компании акционеры и аналитики говорят, что "Роснефть" использовала собственный контроль над дочерними подразделениями для того, чтобы переводить доходы и активы в головную компанию. Именно так в 90-е годы действовали в своих компаниях олигархи. По словам критиков, такой практикой пользовался и сам Ходорковский. "Роснефть" же утверждает, что действует в соответствии с российским законодательством.
Рассказывает директор небольшой российской инвестиционной компании Newport Capital, владеющей акциями нефтеперерабатывающего завода, Александр Саломахин: "Все, что осталось от НПЗ, это забор и канализационные трубы. После этого ни один уважающий себя инвестор не захочет участвовать в приобретении акций компании".
Однако для самой компании и для Кремля главной проблемой были не гневные протесты миноритарных акционеров, Основной головной болью был ЮКОС. Вместо суммы в 9,4 миллиарда долларов, которую "Роснефть" заплатила за "Юганскнефтегаз", финансисты оценили стоимость этой крупной сибирской нефтедобывающей компании в три раза дороже.
Это вызвало сомнения в честности официальных заявлений о разделе ЮКОСа на основе рыночных цен. Кроме того, проведенная оценка поставила "Роснефть" в довольно трудное положение. Из-за очевидной оплошности, допущенной накануне аукциона 2004 года, ЮКОС по-прежнему владел 23 процентами "Юганскнефтегаза" в виде акций без права голоса. Оценка в оптимистичном варианте означала, что в случае обмена этих акций на акции "Роснефти" ЮКОС стал бы одним из крупнейших акционеров этой компании. Однако, как говорят близкие к этой сделке люди, такой вариант был неприемлем для Кремля.
"Роснефть" предложила применить 70-процентную скидку к независимой стоимостной оценке "Юганскнефтегаза". Такой шаг существенно снизил бы долю акций "Роснефти", которая могла достаться ЮКОСу. Однако советники компании по вопросам первичного предложения акций "начали протестовать", предупреждая о том, что столь открытая политизация сделки вызывает у них отвращение. Об этом рассказал человек, знакомый с ситуацией изнутри.
В итоге совет директоров "Роснефти" отправил план консолидации компании на доработку. Некоторые официальные представители делают предположения о том, что эти планы могут быть отложены до проведения первой открытой подписки на акции.
Когда Богданчикову во время делового ланча в переполненном помещении задали вопрос о планах компании, он заявил, что данные предложения все еще находятся в стадии изучения.
"Он наговорил массу правильных вещей, однако не сказал ничего определенного, - заявил задавший этот вопрос аналитик из российской инвестиционной компании Renaissance Capital Адам Ландес (Adam Landes). - "Роснефть" - это компания, готовящаяся к продаже своих активов. И она намерена навести глянец, спрятав подальше все проблемы".
____________________________________________________________
Акции 'Роснефти': соблазнительно, но боязно ("Business Week", США)