Установлен мировой рекорд: так дорого, как сегодня, нефть еще никогда не стоила. Тот, кто может продать какую-то нефть, получает выгоду. Россия - сразу двойную: растет цена на нефть - поднимается и цена на газ, и российское народное хозяйство живет за счет этого сырья. Под словом "народное хозяйство" в данном случае следует понимать "государственную власть". Президент Владимир Путин объявил минеральное сырье стратегическим товаром, с помощью которого можно делать политику. Детали - смотри случай с Украиной.
В так называемой Большой Восьмерке Путин, готовящий в настоящее время в качестве председателя ее саммит, может держаться с большой гордостью. Будет больше готовности прощать ему чеченскую войну, возможно, даже не поднимать такие вопросы, как свобода печати и развитие гражданского общества, и вообще быть очень вежливыми. У него есть стратегическое сырье, и он использует его в качестве политического оружия; нам в ЕС и в крупных государствах Азии необходимо сырье, и мы говорим подчеркнуто о стратегическом партнерстве. Такое партнерство целесообразно, но оно - не лицензия на молчание. Оно не должно приводить к пособническому молчанию по поводу нежелательных явлений.
У российской нефтяной силы есть, разумеется, оборотная сторона. Для доверия к нефтерублю недостает необходимых мер в области инфраструктуры и дифференцированной инвестиционной политики. Во времена прежнего нефтяного бума тогдашний Советский Союз как раз и попал в эту западню. Ценой этого была брежневская стагнация.