'Personae non gratae всех стран, соединяйтесь!'. Этот призыв, легкий парафраз Маркса, приносит свои плоды. С тех пор как власти в Москве заявили, что 'господину Леопольду Унгеру запрещен въезд на территорию Российской Федерации', в клуб неприкасаемых вступил президент Белоруссии господин Александр Лукашенко, которому 'запрещен въезд на территорию Европейского Союза'.
Разумеется, разница не только в том, куда нам не разрешают въезжать. Я, например, один, с глазу на глаз с Федерацией, а товарищами по несчастью Лукашенко стало более 30 человек. Думаю, меня со стороны Федерации ничего худшего не ожидает, а на Лукашенко могут обрушиться еще и экономические санкции, например, блокада его счетов в западных банках.
Однако основное различие не в этом. Хотя некоторые утверждают, что российский запрет - честь и увенчание моих многолетних стараний, на самом деле, что там скрывать, он стал для меня болезненным, потому что в отношении России у меня было несколько интересных и дружественных идей. Лукашенко же - хотя и оказался первым, отмеченным таким образом главой государства, граничащего с ЕС - дает понять, что на европейский запрет ему наплевать. А господин Лозовик, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии в Минске, даже гордится (вероятно, как и его шеф) тем, что он попал в европейский 'черный список'.
Самое интересное, что польская и, вообще, западная пресса соглашаются с Лукашенко и Лозовиком. Они тоже считают, что решение 25 министров ЕС - насмешка, а не адекватный ответ на нарушение президентом Белоруссии всех параграфов действующей в Европе Хартии о правах человека.
К счастью, есть Российская Федерация. Без консультаций с Брюсселем (это настоящий секрет, но я сверялся с надежным источником) Кремль решил не шутить, а встать на место трусливой Европы и в качестве 'подарка' на инаугурацию действительно больно наказать Лукашенко. Впрочем, сначала президент Путин, как полагается, поздравил Лукашенко с переизбранием на третий срок (вместе с президентами Китая, Кубы и Азербайджана). Но на следующий же день после инаугурации он ударил, как следует, по самому больному месту. Не по гордости (она для Лукашенко представляет, скорее, условную ценность), а по карману. А именно, 'Газпром' - как известно, тесно связанный с Кремлем - объявил о намерении с 2007 г. увеличить цену на газ для Белоруссии, по меньшей мере, втрое. До сих пор российский газ обходился Белоруссии даже дешевле, чем другим бывшим советским республикам.
За что такое наказание? Может, это как при царе, когда некий российский губернатор сначала пригласил местную шляхту на ужин, а потом, после десерта приказал казакам отхлестать гостей. 'За что?' - вопрошали они. 'А это, - ответил хозяин, - чтобы у вас голова не закружилась'.
А, может, взамен за сохранение низкой цены 'Газпром' хочет вынудить Белоруссию передать ему половину государственного предприятия, которое контролирует газопровод, ведущий в Западную Европу. Да, это был бы шантаж, но такой интерес ясен и всем понятен.
Однако это не конец. Известно ведь, что, где 'Газпром', там и политика. Белоруссия - лишь одно звено в нео-газо-имперской стратегии Кремля, предусматривающей, в частности, в отношении Украины и Польши (в ожидании подводной балтийской трубы) контроль России над всеми возможными путями транзита газа на запад.
Так что, экономические санкции против Белоруссии введены. Без ненужной и неправильной жестикуляции. Не Европой, а Россией. Но с другой целью.
___________________________________________________________
Личный враг президента Путина ("Polonia", Польша)
Почему Россия не желает видеть на своей территории Леопольда Унгера ("Gazeta Wyborcza", Польша)