Правительство Буша не раз говорило о том, что, хотя непрекращающиеся акты насилия в Ираке - это еще и не гражданская война, но эти разрозненные гражданские конфликты вполне могут вылиться в таковую. И это, скорее всего, совершенно верно. Как, увы, верно и то, что оккупация Ирака оказалась мероприятием во всех смыслах дорогим и нерезультативным, а для общественного устройства Ирака - разрушительным.
Если смотреть с этой точки зрения, то можно ли с уверенностью утверждать, что, если Америка это мероприятие прекратит, то шиитская и курдская части населения Ирака не смогут навязать свои условия суннитско-арабской его части сами, без посторонней помощи? Ведь курды и шииты вместе составляют около 75 процентов населения страны, и обе эти группировки хорошо вооружены.
Суннитам в этом случае придется выбирать из двух зол: примирение или сопротивление. Кто-то из них выберет первый путь, кто-то - второй. Исход любой подобной конфронтации довольно предсказуем: победа будет за курдами и шиитами. Но разве это будет хуже, чем то, что есть сейчас - кровопролитная 'война на истощение', которую ведет (здесь мы украдем фразу у Пола Бремера (Paul Bremer), бывшего главы американской администрации в Ираке) 'неэффективный оккупант'?
Коль скоро в иракском руководстве уже начинается вытеснение назначенных туда в свое время ставленников Америки более 'иракскими' политическими кадрами, пришло время принимать стратегию свертывания военного присутствия США в стране. Предлагаемая ниже программа могла бы послужить основой для того, чтобы на приемлемых условиях вывести США из числа участников непрекращающегося конфликта, который Буш со своей командой не в состоянии выиграть военными средствами и не в состоянии завершить политическими. Она состоит из четырех пунктов.
Во-первых, Вашингтон должен тихо попросить иракских лидеров, чтобы те громко попросили США уйти из страны. При этом решение США не должно быть односторонним - США должны вступить в переговоры с иракским руководством о назначении даты вывода. Лидеры, готовые 'попросить' Америку, в Ираке найдутся: кто-то из них уже открыто высказывается против оккупации; кто-то, может быть, публично идентифицирует себя с немалой частью населения Ирака, негативно настроенного по отношению к оккупации, из соображений расширения собственных политических перспектив. Будут, конечно, и такие, кто не захочет ни о чем говорить США. Они уйдут тогда же, когда уйдем мы - и тем самым ясно покажут реальный уровень своей популярности внутри страны.
Во-вторых, после такого предложения, сделанного публично, американское и иракское правительства должны провести совместные консультации относительно даты окончания оккупации. Думается, что США вполне будут в состоянии завершить нормальный процесс вывода войск в течение года. Очень полезно будет четко установить дату. Она заставит иракцев усиленно думать над тем, что будет после того, как уйдет Америка, и даст им достаточную мотивацию на то, чтобы взять ответственность на себя. Если ответственность ляжет на плечи руководителей Ирака, знающих, что будущее их страны вскоре окажется полностью в их руках, вероятность создания руководящего звена, подготовленного и внутренне готового вести людей за собой, будет существенно выше.
Не считаю, что установление точной даты каким-либо образом поможет боевикам. Боевики рассеяны по стране, их деятельность в основном спонтанна. Они как раз прячутся в трещинах, разделяющих иракское общество, и спекулируют на хаосе и враждебности, создаваемых нынешней иностранной оккупацией.
В-третьих, затем будет необходимо созвать региональную конференцию мусульманских государств, и непосредственно граничащих с Ираком, и более удаленных от него - причем сделать это должно именно правительство Ирака, а не правительство Соединенных Штатов. Если попробовать определиться со списком приглашенных, то там должны быть Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Алжир, Тунис, даже Турция (хотя к этому вопросу надо подходить осторожно из-за проблемы Курдистана) и, может быть, даже Иран. Друзей и соседей Ирака по исламскому миру надо попросить помочь иракскому руководству создать и укрепить внутреннюю стабильность. Этот призыв, заметим, не должен исходить от США; если Ирак к тому времени будет все еще оккупирован, ни о какой помощи речь идти не будет.
В-четвертых, после ухода из Ирака США должны созвать конференцию доноров, созвав туда европейские государства, Японию, Китай и другие страны, заинтересованные в стабильности в Ираке и стабильном экспорте иракской нефти, которые могли бы принять непосредственное участие в финансировании восстановления иракской экономики. И это мероприятие, опять же, с большей вероятностью принесет плоды лишь в том случае, если всем будет понятно, что американская оккупация заканчивается.
Соединенным Штатам необходимо понять: интервенция в Ираке становится еще одной каплей в опасной чаше столкновения между Америкой и исламским миром. Если это столкновение действительно проявится во всем мире, оно вполне может подорвать позиции Америки на глобальном уровне. Конфликт Америки со всем миром ислама увеличит число ее врагов, уменьшит число ее друзей, снизит уровень безопасности и повысит уровень изоляции.
Автор статьи - бывший советник президента Джимми Картера (Jimmy Carter) по национальной безопасности.