Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай и Россия приглашают Иран в ШОС

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), совсем недавно утверждавшая, что не имеет намерения расширяться, теперь меняет курс. Монголия, Иран, Индия и Пакистан, которые раньше имели статус наблюдателя, станут действительными членами организации. Решение ШОС пригласить Иран есть, по сути, политическое заявление. Очевидно, ШОС теперь продолжит вырабатывать общее положение по ядерной проблеме Ирана в ходе встречи на высшем уровне 15 июня

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), совсем недавно утверждавшая, что не имеет намерения расширяться, теперь меняет курс. Монголия, Иран, Индия и Пакистан, которые раньше имели статус наблюдателя, станут действительными членами организации. Решение ШОС пригласить Иран есть, по сути, политическое заявление. Очевидно, ШОС теперь продолжит вырабатывать общее положение по ядерной проблеме Ирана в ходе встречи на высшем уровне 15 июня.

Уже 17 января, выступая в Пекине, генеральный секретарь организации Чжан Дэгуан, как передает информационное агентство Синьхуа, заявил: "Вступление новых государств - членов нуждается в правовом обосновании, поскольку ШОС не имеет никаких правил относительно подобных ситуаций. Поэтому некоторым западным странам нет никакой надобности волноваться, станут ли Индия, Иран или другие страны новыми членами".

ШОС - Межправительственная организация, рабочие языки которой - китайский и русский, была основана в Шанхае 15 июня 2001 года Китаем, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. Смена начальных установок ШОС вовлечет организацию в иранский ядерный конфликт и в другие имеющиеся в регионе проблемы с Соединенными Штатами.

Во время своего визита в Москву заместитель министра иностранных дел Ирана Манучер Мохаммади заявил ИТАР-ТАСС, что расширение членства "может сделать мир более справедливым". Он также говорил о построении ирано-российской "нефтегазовой дуги" через координацию действий двух стран - производителей энергии. Мохаммади также коснулся намерения Ирана поднять проблему ядерной программы его страны и ожиданий Тегерана относительно поддержки со стороны ШОС.

Время, когда ШОС приняла свое решение, по все видимости, имеет важное значение. К концу апреля генеральный директор Международного агентства по атомной энергии, как ожидается, сообщит Совету Безопасности ООН в Нью-Йорке о согласии Ирана с резолюциями МАГАТЭ и заявлением Совбеза, которое подчеркивает важность "восстановления Ираном полной, длительной приостановки действий по обогащению урана".

Членство в ШОС, по этой причине, является путем выживания для Ирана в политическом и экономическом смыслах. ШОС - не военный блок, но, тем не менее, организация безопасности, созданная в целях противостояния терроризму, религиозному экстремизму и сепаратизму. Членство в ШОС разоблачило бы американскую пропаганду об Иране как части "оси зла".

Заявление генерального секретариата ШОС о расширении совпало с несколькими китайскими и российскими комментариями, выражающими беспокойство относительно попыток США на прошлой неделе наложить на Иран санкции ООН. Сравнение проводилось с иракской войной, когда США ухватились за санкции как предлог для того, чтобы вторгнуться в Ирак.

В комментарии People's Daily за 13 апреля читаем: "Реальное намерение, стоящее за желанием США побудить ООН наложить санкции против Ирана, - это намерение проложить путь к изменению режима в этой стране. Глобальная стратегия США и их политика в отношении Ирана вытекают из решения использовать различные средства, включая военные, для того чтобы изменить иранский режим. Это цель требований США и корень иранской ядерной проблемы".

В комментарии предполагается, что Вашингтон жаждет изменения режима в Иране в целях установления американской гегемонии на Ближнем Востоке. Геннадий Евстафьев, генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке, написал: "Долгосрочные цели США в Иране очевидны: спроектировать свержение нынешнего режима; установить контроль над нефтью и газом Ирана; и использовать его территорию как самый короткий маршрут для транспортировки углеводородов под американским контролем из районов Средней Азии и Каспийского моря в обход России и Китая. Это не должно также умалять военное и стратегическое значение Ирана".

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал: "Я бы не спешил делать какие-то выводы, потому что вокруг ядерной программы Ирана слишком часто нагнетаются страсти...".

Сергей Кириенко, глава Федерального агентства по атомной энергии и бывший премьер-министр России, заявил, что Иран просто не способен к обогащению урана в промышленных масштабах. "Было давно известно, что Иран имеет 'каскад' из 164 центрифуг, и получение низкосортного урана было только вопросом времени. Это для нас не стало неожиданностью".

Евгений Велихов, президент Российского научного центра "Курчатовский институт", заявил в интервью одному из российских иформагентств: "Запуск экспериментального оборудования данного типа - это то, что может сделать любой университет".

На основании членства в ШОС Иран может принять участие в различных проектах организации, что, в свою очередь, означает доступ к технологиям, увеличение инвестиций и торговли, развитие такой инфраструктуры как коммуникации и т.д. Это также имело бы значение для глобальной энергетической безопасности.

ШОС, как ожидалось, настроит рабочую группу экспертов перед июньской встречей на высшем уровне на развитие общей "энергетической стратегии" и совместную реализацию проектов по строительству трубопроводов, разведке нефти и связанным с этим действиям.

Третий аспект решения ШОС о расширении членства в организации вовлекает региональные интеграционные процессы. Ощутив, что ШОС укрепляет свои позиции, Вашингтон заинтересовался статусом наблюдателя на встрече на высшем уровне в июне прошлого года, но ему было отказано. Этот отказ, наряду с графиком, выработанным ШОС для сокращения американского военного присутствия в Средней Азии, с углубляющимся сотрудничеством между Россией и Китаем и с просчетами американской дипломатии в Средней Азии в целом, вызвал пересмотр политики Вашингтона.

После центрально-азиатского турне, предпринятого в октябре Госсекретарем США Кондолизой Райс, новая региональная политика Вашингтона дала о себе знать. Реорганизация южно-азиатского бюро Госсекретариата США (создано в августе 1992 года) с целью включить государства Центральной Азии, построение американской дипломатии в терминах "Великой Средней Азии" и подвижки для получения статуса наблюдателя в Южной азиатской Ассоциации для Регионального Сотрудничества (SAARC) следует рассматривать именно в таком контексте.

Американская дипломатия работает на то, чтобы заставить Центрально-азиатские государства ориентироваться на Южную Азию. Это похоже на отнимание их от груди России и Китая. (Правительство Хамида Карзая в Кабуле не ответило на заигрывания ШОС, вместо этого подало заявку на полное членство в SAARS.)

Но американская дипломатия не делает заметных успехов в Средней Азии. Вашингтон лелеет надежды относительно Астаны (Казахстан), являющейся его основным партнером в Средней Азии. США намереваются расширять физический контроль над нефтяными запасами Казахстана и организовать транспортировку казахской нефти через трубопровод Баку-Джейхан, и это помимо роли США в безопасности Каспийского моря.

Но Казахстан играет искусно. Посещение Москвы президентом Нурсултаном Назарбаевым 3 апреля вновь подтвердило его зависимость от российских нефтепроводов.

Тем временем, отношения Вашингтона с Ташкентом (Узбекистан) остаются в состоянии глубокой заморозки. Американская попытка "изолировать" президента Ислама Каримова не дала результатов. (Премьер-министр Индии Манмохан Сингх посетит Ташкент 25 апреля.) Кроме того, Таджикистан во многом полагается на поддержку России. В Кыргызстане, несмотря на тайные попытки США создать разногласия среди сторонников нынешнего режима, союз президента Курманбека Бакиева с премьер-министром Феликсом Куловым (который обладает поддержкой России) все еще держится.

Государства Центральной Азии также показали отсутствие интереса к идее "Великой Средней Азии". Это стало очевидным в ходе конференции по этой теме, спонсируемой Вашингтоном, недавно в Кабуле.

Движение по расширению ШОС в таком региональном контексте разбило бы всю американскую стратегию. Как ни странно, ШОС расширилась бы в сторону Южной Азии и район Персидского залива, "минуя" Афганистан.

Это в то время, когда организация Североатлантического договора усиливает свое присутствие в Афганистане. (Главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Л. Джоунс сказал недавно, что Альянс выполнит контрольные функции по Афганистану к августу.)

В настоящее время НАТО игнорирует ШОС. Но контингент НАТО в Афганистане будет скоро "окружен" государствами - членами ШОС. НАТО окажется тогда перед дилеммой.

Если оно признает, что ШОС имеет имя (в Средней Азии, Южной Азии и Заливе), то как насчет притязаний НАТО на роль единственного жизнеспособного арбитра глобальной безопасности в 21-ом столетии? НАТО тогда оказывается под сильным давлением и вынуждено объяснить смысл расширения своего присутствия на территорию бывшего Советского Союза.

М.К. Бхадракумар (M K Bhadrakumar), служил профессиональным дипломатом в индийской Дипломатической службе более 29 лет, занимая посты посла Индии в Узбекистане (1995-1998) и в Турции (1998-2001).

собственный перевод Blotter.ru