ХАМАС пытается управлять Западным берегом Иордана и Сектором Газа и одновременно поддерживать террористов. Долго так продолжаться не может.
На этой неделе движение ХАМАС впервые встало перед необходимостью выбирать между своей экстремистско-террористической позицией и претензией на власть на Западном берегу Иордана и в Секторе Газа. Руководство движения выбрало первое и встало на сторону террористов-смертников. В понедельник, во время празднования еврейской Пасхи, экстремистская группировка 'Исламский джихад', пользующаяся поддержкой Ирана и отказавшаяся соблюдать шаткое перемирие, которого ХАМАС придерживается уже больше года, совершила омерзительный теракт. Взрыв в одном из ресторанов Тель-Авива, в результате которого девять человек погибло и десятки были ранены, не соответствовал политике самого ХАМАС и противоречил его интересам, однако его поддержали сразу несколько представителей движения. В итоге правительство Палестины наложило на себя клеймо изгоя, а на Ближнем Востоке снова появилась реальная опасность новой вспышки насилия.
Рисовка ХАМАС наверняка сыграет против их конкретных интересов уже в краткосрочной перспективе. Обнаружив, что казна пуста, и платить ста сорока тысячам госслужащих и полицейских за прошедший месяц нечем, министр иностранных дел этого исламского движения объехал в поисках денег все мировые столицы. Незадолго до взрыва 50 миллионов долларов пообещал дать Катар - плюс у еще ранее обещанным Ираном 50 миллионам и 'чрезвычайному' гранту от России, размер которого не уточняется. Правда, этого все равно не хватает, чтобы полностью расплатиться с людьми за месяц, а теперь еще и Россия с Катаром, как и любой другой член Лиги арабских государств, наверняка еще не раз подумают, давать ли. Россия, как-никак - член 'четверки' по урегулированию на Ближнем Востоке, призывавшей ХАМАС разоружиться и признать Израиль; Катар же - близкий союзник США, претендующий на роль одного из государств-модернизаторов региона. И правительство Буша должно использовать все свое влияние, чтобы ни Россия, ни Катар денег не дали.
Более того, нынешняя позиция ХАМАС служит оправданием дальнейшего применения жестких мер со стороны Израиля, для которого открытая поддержка властями соседней территории террористов-смертников, нападающих на его города, никак не может быть приемлема. Израильская армия уже сегодня ведет беспощадную, хотя и ограниченную, войну против 'Исламского джихада'; за последние несколько месяцев десяток его членов был убит и сотни арестованы. Кроме этого, Израиль действует и военными средствами, применяя артиллерийский заградительный огонь и ракетные удары против некоторых палестинских группировок, стреляющих по Израилю ракетами с территории Сектора Газа. Вчера, по сообщением СМИ, израильский кабинет решил воздержаться от военных действий против самого ХАМАС, однако если в ближайшие дни и недели при поддержке ХАМАС будут происходить новые взрывы, его терпение наверняка лопнет.
Руководители ХАМАС понадеялись, что движение сможет удержаться в рамках относительно мирного сосуществования с Израилем, чтобы, используя поддержку из-за рубежа, выполнить обещания, которые они давали на выборах палестинским избирателям. Власти же западных стран посчитали, что, перекрыв финансовый кислород, они смогут либо заставить исламистов отказаться от терроризма и признать Израиль, либо заставить палестинцев отказаться от исламистов. Сегодня обе эти стратегии разваливаются под натиском очередного витка терроризма и ударов возмездия на Ближнем Востоке. Если такая война действительно развернется, больше всех в ней проиграет именно ХАМАС. Пока у него еще есть возможность избежать поражения, открестившись от террористов из 'Исламского джихада' и предприняв меры по предотвращению терактов. Хотя движение пробыло у власти недолго - всего три недели, - отпущенное ему время уходит очень быстро.