'Переговоры о будущем статусе Косово и Метохии являются жизненно важными для будущих отношений между США и Сербией и Черногорией', - заявил спецпредставитель США на переговорах о статусе Косово и Метохии Фрэнк Визнер на вчерашней пресс-конференции в Белграде, которая состоялась после встреч Визнера с президентом Сербии Борисом Тадичем, премьер-министром Воиславом Коштуницей, министром иностранных дел Сербии и Черногории Вуком Драшковичем, членами сербской делегации на переговорах и представителями Сербской православной церкви.
Уже тот факт, что Визнер дольше всего задержался в Патриархии, подтверждает впечатление, что его встречи с членами правительства не принесли особого результата. Это впечатление было усилено и пресс-релизами, исходившими из кабинетов Тадича и Коштуницы. В них не было сказано ничего нового. В беседе с журналистами Визнер также не упомянул ни о каком прогрессе. Вместо этого он лишь дипломатично отметил, что встречи с представителями власти были 'искренними' и что у него была возможность выслушать точку зрения правительства Сербии по вопросу будущего статуса Косово и Метохии. Визнер добавил также, что только слышал о существовании документа, в котором изложены предложения Белграда по статусу Косово, но не видел его.
То обстоятельство, что Визнер настаивает на 'срочном' решения вопроса об окончательном статусе Косово и Метохии до конца этого года, указывает на существенные различия в позициях. Спешка американцев не соответствует настроениям сербской стороны, которая считает, что переговоры о децентрализации власти в крае идут не так, как надо, и опасается, что международные посредники могут передать досье по Косово в Совет безопасности ООН, не выслушав мнение Белград. Поэтому с недавних пор Белград заявляет о разработке собственного плана по статусу Косово, который Марти Ахтисаари (специальный представитель Генерального секретаря ООН - прим. пер.) пока не желает даже выслушать.
'Моя цель - вести переговоры с вашим правительством об окончательном статусе, решение о котором будет принято до конца 2006 года', - сказал Визнер, отвечая на вопросы белградских журналистов, и подчеркнул, что это важно и для интеграции Сербии в Европу и в целом для ее будущего.
- Сформулировано ли в США решение о статусе Косово заранее и идет ли, в таком случае, речь о единственном решении - о независимости Косово?
- США ведут переговоры об окончательном решении вопроса Косово вместе с членами Контактной группы, при этом сначала необходимо решить самые важные проблемы, касающиеся сербов и остальных меньшинств, живущих там. До настоящего времени Марти Ахтисаари провел три встречи, которые были посвящены децентрализации управления в крае, а встречи, касающиеся культурных и религиозных вопросов, только планируются. Поэтому я считаю, что невозможно принять решение заранее. Мы должны быть последовательными с самого начала.
- Во время Вашего посещения македонской столицы Скопье появилась информация о том, что Вы там говорили о независимости Косово. Поскольку эта информация неофициальна, можете ли Вы это подтвердить?
- Как и вы, я тоже видел эти сообщения в македонской прессе, однако я точно знаю, что я сказал. То же самое, что говорю вам, я сказал и вашим коллегам в Скопье. Я подчеркнул, что мы находимся лишь в процессе переговоров. Поскольку я считаю, что одну из важнейших ролей в этом процессе играет и македонское правительство, я, конечно, хотел услышать их точку зрения и идеи.
- Вы сказали, что если вопрос Косово будет решен 'как надо', это будет иметь значение и для будущего Сербии. Что подразумевается под этой 'хорошо выполненной работой' в Косово?
- Крайне важно, чтобы правительство Сербии активно участвовало в этих переговорах, что оно сейчас и делает. Вместе с руководством Косово и Марти Ахтисаари правительству Сербии следует активно работать и найти наилучшее возможное решение. Самое важное в данный момент - не прекращать переговоры, быть гибкими.
Я надеюсь, что правительство Сербии примет тот результат, к которому придут в процессе переговоров все стороны, и надеюсь, что это оно защитит интересы этнических меньшинств и сербов, живущих в Косово. И все это будет положительным сигналом для Европы, для продолжения переговоров о присоединении Сербии к ЕС. Это будет отвечать и интересам США, так как мы бы хотели видеть интеграцию Сербию в программу НАТО 'Партнерство ради мира' и т.д. Существуют и другие проблемы: естественно, сейчас наиболее актуален вопрос, связанный с поимкой обвиняемого в военных преступлениях генерала Ратко Младича, и я уверен, что об этом вы знаете больше, чем я.
- В Белграде появились комментарии о том, что при неформальных контактах Вы убеждали нашу делегацию, что отказ от Косово является наилучшим решением для сербов и что это ускорит путь Сербии в Европу. Так ли это?
- Все, что я говорил на личной встрече с президентом Тадичем, я повторю и сейчас: мы ведем переговоры об окончательном статусе и хотим, чтобы эти переговоры были успешными, не только ради сербов, живущих в Косово, а вообще ради Сербии и целого региона. Но в связи с этим, я хочу напомнить, что нужно смотреть в будущее, иметь в виду те плюсы, которые вы получите, когда в этом регионе установится мир и стабильность.
- Поясните позицию США: когда Контактная группа по Косово говорит о том, что 'границы неприкосновенны', что имеется в виду - границы Сербии или границы Косово?
- Это хороший вопрос. Точка зрения Контактной группы ясна: каким бы ни был исход переговоров, территория Косово не изменится. Границы не должны меняться. Из прошлого опыта мы видим, что изменение границ - неудачное решение, которое привело к катастрофическим последствиям. Когда мы говорим о Резолюции 1244, очевидно, что она подразумевает решение вопроса об окончательном статусе Косово. Следовательно, когда говорим о границах Косово, мы имеем в виду те, которые точно указаны в Резолюции.