Сэр!
Статья Джин Иглшем (Jean Eaglesham) "Английские министры напуганы действиями "Газпрома"" от 17 апреля с.г. показалась мне занимательной. Я совсем не специалист в государственных делах Великобритании, однако тот факт, что Министерство торговли и промышленности было вынуждено провести восемь заседаний для обсуждения возможных способов блокирования еще не существующей заявки российского "Газпрома" на приобретение акций английской компании "Centrica", на мой взгляд, раскрывает очень многое. Над Великобританией, имеющей очень солидную репутацию за свою открытость и справедливость по отношению к иностранным инвесторам, повисла опасность быть подвергнутой обвинениям в двойных стандартах.
Да, "Газпром" является компанией, находящейся под контролем государства, однако более 49 процентов его акций находятся в частных, в том числе и в английских руках. Акции компании оказались подходящими для того, чтобы торговаться на Лондонской бирже. Но, тем не менее, эта компания не подходит, чтобы подать заявку на приобретение акций английской газораспределительной компании.
Конечно, английское правительство имеет право устанавливать правила игры в энергетическом секторе страны. Однако в данном случае это похоже на ситуацию, когда правила меняются по ходу игры в пользу одной из сторон.
В конце концов, Великобритания окажется перед выбором: строить дорогостоящие терминалы по приему сжиженного природного газа и импортировать сжиженный газ из далеких и не всегда стабильных или демократических стран, или же предоставить "Газпрому" доступ на рынок и обеспечить на предстоящие годы стабильные поставки энергоресурсов. Первый вариант поможет Англии обеспечить свою "независимость" от "Газпрома". Однако, так как цены на сжиженный природный газ скорее всего будут расти, это будет способствовать снижению конкурентоспособности Великобритании и повышению счетов, выставляемых английским владельцам жилья за теплоснабжение.
Есть и другая сторона истории. У "British Petroleum" и "Royal Dutch Shell" имеются значительные деловые интересы в России. Обе компании тесно работают с "Газпромом". Как, по вашему мнению, российские власти будут относиться к этим или другим компаниям со значительным английским участием, если будут приняты законодательные нормы, препятствующие подаче "Газпромом" заявки на приобретение акций?
Евгений Жуков, Манила, Филиппины