Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешний президент США так никогда и не пришел к единому мнению, что ему делать в отношении возвышения Китая. Поначалу он переименовал Китай в "стратегического конкурента", а не "стратегического партнера", как это предусматривалось администрацией Клинтона. После событий 11 сентября 2001 года он изменил курс, стремясь заручиться поддержкой Пекина в "войне с террором".

Президент Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) не является шоуменом. В ходе своего четырехдневного визита в США, кульминационным пунктом которого станет завтрашний саммит в Белом доме, он едва ли повторит нелепые выходки Ден Сяопина (Deng Xiaoping), который в 1979 году примерил на себя ковбойскую шляпу объемом 10 галлонов, или же Цзянь Цзэминя (Jiang Zemin), который в 1997 году пересказал речь Линкольна (Lincoln) в Геттисберге. Не будет и прогулок с целью общения с людьми в Сиэтле или Вашингтоне. Вместо этого г-н Ху сосредоточится на том, что у него получается лучше всего: на продвижении интересов безопасности и экономических интересов самой главной в мире страны, претендующей на роль сверхдержавы - пытаясь в то же время, по крайней мере, в данный момент, умилостивить США.

С этой целью г-н Ху на прошлой неделе направил в турне по США своего вице-премьера У И (Wu Yi) и 200 бизнесменов и официальных лиц, которые заключили контрактов на общую сумму 16 млрд. долл. США. Запланированы его встречи в компании "Boeing" и с Биллом Гейтсом (Bill Gates) в компании "Microsoft". А когда он будет встречаться с Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), он попытается успокоить нарастающее беспокойство США в связи с дефицитом во внешней торговле с Китаем, который составляет 202 млрд. долл., а также в связи с пиратством в области интеллектуальной собственности и с заниженным Пекином курсом своей валюты. Пекин, возможно, попытается также уменьшить стратегические разногласия из-за ядерных программ Ирана и Северной Кореи и из-за Тайваня.

В то время как план (дипломатической) игры г-на Ху представляется достаточно ясным, г-н Буш может не захотеть ему подыгрывать. Президент США так никогда и не пришел к единому мнению, что ему делать в отношении возвышения Китая. Поначалу он переименовал Китай в "стратегического конкурента", а не "стратегического партнера", как это предусматривалось администрацией Клинтона (Clinton). После событий 11 сентября 2001 года он изменил курс, стремясь заручиться поддержкой Пекина в "войне с террором".

Но г-н Буш не получил от Китая помощи в Афганистане или в Ираке. И он стал свидетелем того, как Китай упорно лезет на африканские и латиноамериканские рынки, подрывая позиции Вашингтона своими заявками на энергоносители и другие природные ресурсы, наводя в то же время мосты дружбы с такими ненавидимыми американской администрацией личностями, как Уго Чавес (Hugo Chavez). Пекин заблокировал адресованные ООН требования США принять жесткие санкции против Судана, Бирмы и вот теперь Ирана.

Решение США понизить статус визита г-на Ху до "официального" вместо "государственного" стало мерилом их низких ожиданий (от саммита) и является "самой свежей в серии публичных перебранок между двумя странами", написал в газете "The Nation" Питер Квон (Peter Kwong). Администрацию США в особенности обозлил отказ Китая согласиться с критикой злоупотреблений в области прав человека на том основании, что "правительство, на котором лежит ответственность за злоупотребления в тюрьме 'Абу-Грейб', не имеет права унижать своей критикой других".

Однако кое-кто заявляет, что г-н Буш плохо разыгрывает хорошие карты. "Огромные американские инвестиции в Китае в последнюю четверть века помогли выбраться из нищеты примерно 280 миллионам китайцев, - написал в газете "The Wall Street Journal" Джордж Меллоун (George Melloan). - Имеющиеся у США вследствие зависимости Китая от американской торговли и инвестиций рычаги влияния полезны для того, чтобы подтолкнуть Коммунистическую партию Китая к более либеральной политике".

Вилл Хаттон (Will Hutton) из фонда "Work Foundation" сказал: "Рост Китая построен на тревожном увеличении систематического неравенства". Он предсказал, что нарастающая социальная нестабильность и требования политических реформ могут "пустить под откос" заявку Китая на статус сверхдержавы. "Продолжающийся многие десятилетия рост коммунистического Китая представляет собой некое чудо, но быстро близится момент, когда Китай, если он хочет сохранить инерцию экономического роста, должен вырваться из смирительной рубашки контроля сверху донизу.

Короче, вызов господству США со стороны Китая в среднесрочной перспективе, возможно, преувеличивается; а прагматичному г-ну Ху, крайне осторожному в своих действиях и стремящемуся заручиться поддержкой перед назначенным на 2007 год съездом партии, нужен успешный саммит больше, чем г-ну Бушу.

____________________________________________________________

Вторая "холодная война"? ("El Correo", Испания)