Отношения между Соединенными Штатами и Китаем уже давно напоминают танец врагов. После визита Ху Цзиньтао в США этот танец может стать другим, более соответствующим неумолимому росту могущества Срединной Империи: непростого и обременительного для всей планеты. Предшествовавшие прибытию главы китайского государства события уже говорили о многом. Президент не нарушил древнюю азиатскую традицию подношения подарков в знак дружбы. Были материальные подарки на сумму 16 млрд. долларов США: крупные контракты на закупку Боингов и сои. А также дары скорее символические - договоренности по конкретным вопросам в самых разных областях: от обещаний уважать права интеллектуальной собственности до шажков по пути к снятию валютных ограничений.
Правда, протокол был поставлен с ног на голову, и эти жесты доброй воли были сделаны при поднятии занавеса, а не по завершению визита.
Дабы все четко поняли, что ему важнее обсудить экономические вопросы с американскими деловыми кругами, а не дискутировать на тему прав человека с недовольными парламентариями, вчера вечером г-н Ху первым делом отправился ужинать с Биллом Гейтсом. Основатель 'Microsoft' был волен выбирать: воспользоваться этой возможностью, чтобы упрочить положение компании на китайском рынке, или начать обсуждать такие неприятные для высокого гостя темы, как цензура Интернета или организованные Пекином репрессии кибер-диссидентов.
Это поведение, без сомнения, не спасет Ху Цзиньтао от Конгресса, готового обрушить на Китай всю мощь своей протекционистской политики. Во-первых, с целью сократить огромный торговый дефицит в 200 миллиардов долларов, а во-вторых, чтобы привлечь голоса избирателей во время парламентских выборов в ноябре этого года.
Но позиция Китая напоминает о жестокой правде увеличивающейся взаимозависимости обеих стран. В случае 'торговой войны' кто пострадает первым: американцы, вложившие десятки миллиардов долларов в Китай, или китайцы, которым необходимы новые технологии? Тот же вопрос можно задать и с финансовой точки зрения. Есть американские 'стрекозы', которые не способны делать 'запасы на зиму', и есть китайские 'муравьи', накопившие валютных резервов на 850 миллиардов долларов. Так кто же первым вынет шпагу из ножен: Пекин, кредитор номер один в мире, или Вашингтон, главный дебитор нашей планеты?
Если рассмотреть этот вопрос под другим углом зрения, можно отметить, что Джордж Буш после трагедии 11 сентября открыл для себя одну простую истину: к Китаю нужно относиться как к потенциальному союзнику, а не заклятому врагу, потому что Китай нужен США для разрешения взрывоопасных ситуаций на международной арене. Будь то терроризм, Северная Корея или Иран. Иначе говоря, оба государственных мужа понимают, что нужны друг другу. Ведь при взаимной поддержке они смогут навязывать свою волю как у себя дома, так и на международной арене.