Создается впечатление, что Россия - вместе с Китаем - является в настоящее время спокойным и рассудительным сторонником иранской ядерной программы. При этом Китай ориентируется на будущие поставки энергоносителей. Российские же интересы несколько шире. В настоящее время Россия зарабатывает свои деньги прежде всего на экспорте энергоносителей. Благодаря высокой цене на нефть и газ - деньги вполне приличные. Да и отношения с Западом обычно хорошие, если кто-то не начинает вдруг использовать требования в адрес московского правительства относительно соблюдения прав человека в качестве политического давления.
Кстати, Россия в геостратегическом соревновании с США в Средней Азии и на Кавказе хочет вернуть утраченные позиции, и с еще большим желанием после того, как американцы совершили там ряд ошибок и потерпели небольшие неудачи. Среди общественности в исламском мире Вашингтон в настоящее время симпатиями не пользуется - особенно среди тех людей, кто тщит себя религиозной надеждой на достойную жизнь.
Россия, в свою очередь, может постараться, чтобы была забыта советская война в Афганистане и нынешняя война в Чечне. Иными словами, за российской поддержкой иранского правительства кроются не только экономические интересы. Как и в случае с помощью правительству ХАМАС, здесь виден стратегический расчет на завоевание на свою сторону исламского мира.
В своем стремлении привлечь его на свою сторону Россия ставит в качестве ориентира еще одну социальную группу, которая может прийти к власти в Иране через несколько лет, и которая уже сегодня пользуется влиянием и присутствует также на мусульманской периферии России. Речь идет, скорее всего, о светских, хорошо образованных представителях среднего слоя, к числу которых принадлежат, не в последнюю очередь, и ученые-ядерщики. Эти молодые люди изучают английский, а не русский язык, мечтают о Сан-Франциско, а не о Новосибирске. Но они одновременно - большие националисты. Стремление американцев и европейцев помешать работе в ядерной области воспринимается ими как оскорбление. Россия может с осторожностью искать симпатии и среди этих людей. Это тоже один из стратегических вариантов на будущее, даже если есть сомнения, что он оправдается.