Иранский конфликт вызвал резкое повышение цены на нефть. На Ближнем Востоке, где находятся самые крупные запасы нефти, ключевую роль играет Тегеран. Иран - единственное государство региона, где США не имеют влияния.
Участившиеся разговоры о войне ведут к повышению цены на нефть, - не рынок, задуманный как аполитичный ("чисто экономический"), или уменьшение предложения. В начале недели на московских переговорах "шестерки" США не смогли добиться принятия решения о немедленном введении санкций в отношении Ирана.
Речь шла о ядерной программе Тегерана. Четыре из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия, очевидно, склоняются к достаточно обоснованной точке зрения, что Вашингтон преувеличивает опасность, утверждая, будто Иран сможет получить ядерное оружие уже "в скором времени". Особой опасности для региона и для интересов США там не существует.
Вашингтон угрожает, кстати, уже третий год. Еще в 2003 году "армия начала просчитывать возможности масштабной войны в Иране", - писал несколько дней назад в Washington Post специалист по вопросам безопасности Уильям М. Аркин (William M. Arkin). Он ссылался на документ Conplan 8022 с замыслом операции, являющийся сценарием оперативного применения бомбардировщиков и ракет. Люди, знакомые с этим документом, подтвердили, что в нем говорится о том, что "единственным вариантом является вариант ядерный".
Два предлога могут заставить США пойти на проведение военной операции, писал Аркин: разработка Ираном ядерного оружия и перекрытие Ормузского пролива для транспортировки нефти. Возможны и другие поводы: уничтожение самолета-разведчика над территорией Ирана, арест агентов ЦРУ или сотрудников, участвующих в "специальных операциях", перестрелка между "военнослужащими США и Ирана в состоянии нервного напряжения", например, на пограничной ирано-иракской реке Шатт-эль-Араб.
Все это было бы предлогом, но не реальным мотивом для войны. Вопрос - в контроле над мировыми запасами нефти и природного газа и над транспортными путями. США, крупнейший потребитель энергоносителей на планете, покрывают 60 процентов своих потребностей за счет импорта, в основном из Латинской Америки и Западной Африки, но 10 процентов - также за счет поставок с Ближнего Востока. Для Западной Европы, Восточной и Южной Азии ближневосточный регион Персидского залива несравненно важнее. Тот, кто его контролирует, оказывает на него существенное экономическое и политическое влияние. Иран, который после Саудовской Аравии, несколько опережая Ирак, располагает крупнейшими месторождениями нефти в мире (без усложняющих добычу нефтяных песков и нефтяных сланцев), к тому же занимающий после России второе место по запасам природного газа, месторождения которого еще не освоены, играет ключевую роль.
Он также - единственное государство региона, где США не имеют никакого влияния. Со времени свержения в 1979 году шаха Мохаммеда Реза Пехлеви (Mohammed Reza Pahlewi), сторонника США, и захвата посольства США в Тегеране отношения между двумя странами отличаются злобной враждой. Серьезной причиной этого является пропаганда необходимости смены режима в Иране: речь идет, в первую очередь, не о демократии, добиваться которой было бы делом самих иранцев, а о союзе и о влиянии в Персидском заливе.
Влияние Тегерана возросло с тех пор, как выбыл как самостоятельная политическая сила Ирак, и стала неустойчивой внутренняя обстановка в Саудовской Аравии - исламистская оппозиция с террористическими чертами, предстоящий кризис, связанный с престолонаследием в династии, которую возглавляют очень пожилые господа. Нефтефеодальное королевство в результате стало подозреваться в оказании идеологической и финансовой помощи исламистским движениям.
Иран может контролировать Ормузский пролив с военной базы Бендер-Аббас, по меньшей мере, создавать там помехи. Такая возможность заставила США в 1980 году использовать режим Саддама (Saddam) против Ирана. Желание Саддама превратить Ирак в региональную державу стало затем, в 1991 году, поводом для войны против Кувейта, что привело к изоляции Багдада вплоть до 2003 года. Иран в связи с нынешним доминированием в Ираке шиитов имеет в Багдаде высокопоставленных агентов влияния. Он собирается вывести свой нефтяной бизнес из долларовой зоны и перевести расчеты в евро. Он поддерживает широкие экономические связи и связи в области вооружений с Китаем и Россией. Поэтому договориться с последними о введении санкций не удастся.
Таким образом, вопрос о войне и мире зависит от взаимодействия разных сил.