Бывший советник президента США по национальной безопасности Генри Киссинджер (Henry Kissinger), ссылаясь на Большую Игру 19-го века, когда Великобритания и Россия соперничали за господство в Средней Азии, в своем выступлении в Вашингтоне перед Американо-индийским деловым советом в июне прошлого года заметил, что "Большая Игра развивается снова". Г-н Киссинджер, осуществлявший в начале 1970-х годов "треугольную дипломатию" Ричарда Никсона (Richard Nixon) в отношении Советского Союза и Китая, утверждал, что "количество энергии конечно относительно спроса". В результате конкуренция за доступ к энергии может стать "вопросом жизни и смерти для многих обществ". Говоря о стоящем 4,5 млрд. долл. США проекте газопровода из Ирана через Пакистан в Индию, г-н Киссинджер заметил: "Было бы ироничным, если бы направления газопроводов и пункты стали современным эквивалентом колониальных споров 19-го века".
Новая геополитическая Большая Игра, совершенно очевидно, разворачивается сегодня, когда обусловленный развитием экономики Китая и быстро растущий спрос на бензин играет все более важную роль в резком взлете цен на нефть. Цена нефти, которая в 2001 году составляла в среднем менее 22 долл. за баррель, с тех пор выросла примерно до 50 долл. за баррель, а в последние дни превышает 70 долл. за баррель. Служба энергетической информации США (U.S. Energy Information Administration, EIA) сообщает, что за тот же период потребление нефти в Китае увеличилось более чем на 40%. Этим увеличением объясняется возрастание более чем на треть суммарного мирового спроса на нефть.
Китай стал нетто-импортером нефти в 1993 году. Сегодня Китай, потребляющий 7 млн. баррелей в сутки, половина из которых импортируется, является вторым в мире потребителем нефти и третьим в мире импортером нефти (уступая США и Японии). Почти половина импортируемой Китаем нефти поступает с нестабильного Ближнего Востока, где Китай активно заключает новые сделки о долгосрочных поставках, включая стоящее 70 млрд. долл. соглашение по нефти и газу с Ираном.
Тенденции Китая на перспективу еще более драматичны, чем прошлые. После недавнего резкого возрастания в Китае спроса на бензин, потребление им нефти в пересчете на душу населения все еще остается на уровне менее 8% от американского. Увеличивая свой автопарк примерно на 5 млн. машин в год, Китай ожидает, что в предстоящие 25 лет его автопарк возрастет с менее 25 млн. машин в настоящее время до более 125 млн. машин. В результате, по прогнозам Службы энергетической информации США, потребности Китая в нефти к 2025 году вырастут почти в 2 раза, достигнув 14,2 млн. баррелей в сутки, а более 10,9 млн. баррелей будет импортироваться. Таким образом, чистый импорт нефти Китаем увеличится с 2004 года более чем на 8 млн. баррелей в сутки. До той поры, когда президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) присоединился к заявлениям шести своих ближайших предшественников на этом посту, пообещав, что с пристрастием Америки к нефти будет покончено, Служба энергетической информации США прогнозировала, что чистый импорт бензина в США, который еще в 1985 году (когда Китай являлся крупнейшим в Восточной Азии экспортером нефти) составлял в среднем 4,2 млн. баррелей в сутки, к 2025 году превысит 19 млн. баррелей, что соответствует увеличению с 2004 года на более чем 7 млн. баррелей.
Вышеописанные тенденции и арифметические расчеты указывают на значительное возрастание возможности возникновения проблем Большой Игры, почти наверняка на Ближнем Востоке.