Следующие президентские выборы в России будут только через два года, парламентские - более чем через полтора года. Однако то, что обозреватели назвали "вопросом-2008" или "операцией "Преемник"", уже заняло доминирующее место в политическом пейзаже.
Об одном можно говорить с уверенностью: Владимир Путин будет действовать в соответствии с российской конституцией и оставит свой пост, когда в марте 2008 года истечет его второй президентский срок.
Однако россиянам хотелось бы, чтобы все было иначе. Рейтинг популярности Путина по-прежнему близок к 70 процентам, и опросы общественного мнения говорят о том, что он легко мог бы победить и на третьих выборах, если бы это допускала конституция.
Однако, как считают аналитики, президент не хочет, чтобы его занесли в категорию лидеров, переписывающих конституции в целях продления своих президентских полномочий. К таким лидерам относятся руководитель соседней Белоруссии Александр Лукашенко, прозванный в США "последним диктатором Европы", и деспотичный президент Узбекистана Ислам Каримов.
"Путин хочет быть частью мирового сообщества, - говорит редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, - но с точки зрения внутренней ситуации, у него нет никаких проблем с продлением полномочий".
Вместо этого, Путин постарается передать власть выбранному им самим преемнику. В ноябре прошлого года появились две возможные кандидатуры на этот пост. Одна из них - Дмитрий Медведев, бывший глава путинской администрации, был назначен на должность первого заместителя премьер-министра. Он также был назначен ответственным за реализацию "национальных проектов" России по капитальной перестройке системы образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. Это довольно заметная, но и крайне уязвимая должность - ведь на осуществление проектов выделяется по 7 миллиардов долларов в год. Другой кандидат - Сергей Иванов, получивший пост первого заместителя премьер-министра в дополнение к своей должности министра обороны.
Эти назначения дают Кремлю достаточно времени и возможностей, чтобы подготовить и испытать своих кандидатов - или найти им альтернативу, если они не найдут отклика в душах избирателей.
Однако тот факт, что сам Путин не будет баллотироваться на президентский пост, чреват определенными, пусть и незначительными, рисками. Демократические революции в бывшей советской Грузии, Украине и Киргизии, произошедшие в период после 2003 года, вызывают вопрос о том, не случится ли нечто подобное в России.
С учетом сегодняшней популярности президента, а также разрозненности и внутренних склок в рядах оппозиции мало кто верит, что такое возможно. Однако Кремль не хочет ни в коей мере рисковать.
"Они не верят в сценарий оранжевой революции, однако пойдут на все, чтобы его предотвратить, - говорит связанный с Кремлем политический аналитик Вячеслав Никонов. - Здесь такой оранжевой революции не произойдет".
В прошлом году окружение Путина предприняло ряд шагов для укрепления созданной после 2000 года системы "управляемой демократии" и гарантии плавного перехода власти в 2008 году.
Изменения, внесенные в законы о выборах, подняли планку для партий, стремящихся получить места в Государственной Думе, являющейся нижней палатой парламента, а также создали такие лазейки, которые, как говорят представители оппозиции, могут привести к нарушениям и фальсификациям, отмеченным в ходе выборов в Украине в 2004 году.
Администрация стремится превратить прокремлевскую партию "Единая Россия", которая была основана всего в 2001 году, но уже на выборах 2003 года сумела занять две трети мест в Думе, в постоянную "партию власти". Несмотря на то, что у партии отсутствует какая-либо идеология, за исключением лояльности Путину, в прошлом месяце она зарегистрировала своего миллионного члена и завоевала 55 процентов всех мест в ходе восьми выборов в региональные парламенты.
Кремль также создал в прошлом году молодежное движение под названием "Наши". Похоже на то, что главная цель данного движения состоит в организации демонстраций в поддержку Кремля, если результаты выборов 2008 года будут оспорены.
Демонстрации и дезорганизующие действия со стороны "Наших" стали одним из многочисленных препятствий, которые приходится преодолевать оппонентам Кремля, в том числе, бывшему премьер-министру Михаилу Касьянову, которого Путин в 2004 году отправил в отставку, а также бывшему чемпиону мира по шахматам Гарри Каспарову. Несмотря на то, что их имена в рейтингах популярности практически не фигурируют, оба оппозиционера сталкиваются с постоянными проблемами: от таинственных отключений электричества до отмены встреч с избирателями, отсутствия мест в гостиницах и задержек рейсов самолетов в ходе их поездок по России.
В прошлом против Касьянова выдвигались обвинения в коррупции, которые он полностью отрицает. А буквально спустя несколько недель после его заявления о намерении баллотироваться на президентский пост в отношении Касьянова было начато расследование по обвинению в мошенничестве, которое многие считают политически мотивированным.
В то же время, две оппозиционные партии, созданные в последние годы при помощи кремлевских политических консультантов для отбора голосов у коммунистов, были расколоты после того, как они начали приобретать слишком большую популярность в стране. Со своих постов были смещены руководители популистской Российской партии Пенсионеров и националистической партии "Родина". Оба заявляют, что их уход является результатом кремлевских происков. Кремль свою причастность отрицает.
Ужесточен и централизованный контроль над средствами массовой информации и гражданским обществом. Прокремлевские бизнес-структуры приобрели одну из немногих сохранявших свою независимость газету "Известия", а также коммерческий телеканал Ren-TV, где работала служба новостей с независимыми взглядами.
Неправительственные организации, обвиненные российскими властями в том, что они якобы помогали в разжигании революций в Грузии и Украине, поставлены в жесткие рамки недавно принятым новым законом о их деятельности. Хотя окончательная редакция этого закона под давлением международной общественности приобрела более умеренный характер, нежели первый проект с его драконовскими мерами, правозащитные организации предупреждают, что на основании закона власти могут закрыть любую неправительственную организацию, которая им не по нраву.
А тем временем, и 40-летнего Медведева, и 53-летнего Иванова активно показывают по государственным телеканалам. Похоже, что у первого есть ряд преимуществ, поскольку уже несколько раз телевидение демонстрировало, как он председательствует на правительственных совещаниях.
Позиции Иванова пошатнулись в феврале, когда появились многочисленные сообщения о повальной дедовщине в российской армии. Однако министр обороны, которого считают более консервативным политиком, но и более естественным кандидатом на президентское кресло, чем либеральный технократ Медведев, ответил проведением мощной кампании в средствах массовой информации. Положение Иванова упрочилось в прошлом месяце, когда Путин назначил его руководителем комиссии по государственным военным закупкам, которая контролирует расходование 25 миллиардов долларов выделенных на эти цели средств.
Наблюдатели считают, что более точно кандидатуру преемника (из числа этих людей или другого претендента) можно будет определить ближе к началу 2008 года.
___________________________________________________________
Дмитрий Медведев: "Программа экономических реформ не остановилась" ("The Financial Times", Великобритания)