Через восемь лет после дефолта по внутренним долговым обязательствам и глубокого финансового кризиса Россия столкнулась с денежными проблемами совсем другого толка - денег столько, что она не знает, что с ними делать.
Нефтедоллары, полученные благодаря рекордно высоким ценам на нефть и удвоению объемов экспорта нефти по сравнению с 2000 г. идут в специальный стабилизационный фонд, созданный правительством в 2004 г.
Его цель - создать национальный резерв на случай падения цен на нефть и поглотить гигантские денежные поступления, которые в ином случае вызвали бы резкий рост инфляции.
Но сегодня, когда средства фонда увеличились до 60 млрд. долларов, группы интересов давят на правительство с тем, чтобы деньги пошли на снижение налогов, инфраструктуру, социальные расходы и поддержку отраслей промышленности, пребывающих в кризисе.
Новым 'мистером Нет', который сопротивляется этим требованиям, является министр финансов Алексей Кудрин, один из немногих либералов, оставшихся в правительстве.
Его основной спарринг-партнер - премьер-министр Михаил Фрадков, считающий, что государство должно играть более значимую роль в управлении экономикой и ее стимулировании.
Кудрин так часто оказывается вынужден сказать 'нет', что недавно Фрадков упрекнул его в эфире национального телевидения в склонности к 'односложным ответам'.
Самый шумный спор между ними возник вокруг кампании Фрадкова по снижению НДС с 18 до 13 процентов, что, по его словам, простимулирует рост, а, по мнению Кудрина, вызовет новый виток инфляции. Спор стал столь ожесточенным, что многие сомневались в том, что Кудрин останется на посту министра финансов. Многие считали, что его временное отсутствие в марте, объяснявшееся пневмонией, было политическим.
Оставшийся на своем месте и поправившийся после болезни, факт которой он подтверждает, Кудрин заявил Financial Times, что борьба с инфляцией должна быть для России первым приоритетом. Несмотря на Стабилизационный фонд, Россия не вышла на заданный годовой уровень инфляции в 10 процентов в 2004 г. и 8,5 процентов - в 2005 г.
С инфляцией, составившей по итогам первого квартала этого года 5 процентов, достижение годового уровня в 8,5 процентов также выглядит нереальным.
В лучшем случае, предупреждает он, длительная инфляция, выраженная двузначным числом, приведет к сохранению высоких процентных ставок, препятствующих созданию столь необходимого России благоприятного инвестиционного климата.
В худшем же случае, это может вызвать новый банковский кризис. После финансового кризиса 1998 г., когда россияне стояли в очередях в банки, пытаясь получить обратно то, что осталось после девальвации рубля от их сбережений, люди вновь обрели доверие к финансовым институтам, - говорит Кудрин. Но доверие хрупко.
'Если будет ощущение того, что инфляция не собирается снижаться, население начнет снимать деньги со счетов', переводя свои сбережения в доллары и вновь пряча их в кубышку, говорит он.
'Поэтому банки будут терять активы, и это может быть опасно. Увеличивать расходы вне стабилизационного фонда - это как рубить сук, на котором мы сидим'. Если бы Россия в прошлом году инвестировала полученные нефтедоллары во внутренний рынок, а не Стабилизационный фонд, то денежная масса выросла бы на 70,5 процентов вместо 38,6, что означало бы инфляцию на уровне 18-20 процентов.
Использование фонда для снижения налогов, говорит Кудрин, подхлестнет рост цен, и сделает Россию более уязвимой перед падением цен на нефть. Пока он побеждает в споре с Фрадковым об НДС.
Кроме того, Кудрин и Фрадков договорились о том, что средства стабилизационного фонда должны, по крайней мере, частично инвестироваться в иностранные акции, а не только в зарубежные правительственные облигации. Это должно предотвратить обесценивание Стабилизационного фонда, происходившее ранее в силу того, что он хранился в рублях в Центральном банке.
Это также соответствует рекомендациям Всемирного банка, который на этой неделе заявил, что, если средства фонда будут инвестироваться в иностранные активы и не расходоваться, то к 2030 г. они могут составить 2,3 триллиона долларов, даже в случае постепенного снижения цен на нефть.
Но спор ведется не только об инфляции. Также речь идет о промышленной политике и тенденции государства к восстановлению контроля в ключевых областях, против чего выступает Кудрин.
'Тот факт, что государство становится собственником, всегда влечет за собой возможность того, что [компании] будут просить у него денег, а государство желает защитить свои инвестиции', - говорит он.
Примером тому может служить приобретение государственным агентством 'Рособоронэкспорт' завода 'АвтоВАЗ'. 'Рособоронэкспорт' пообещал построить за 5 млрд. долларов новый завод, по крайней мере, частично на деньги государства. Кудрин говорит, что агентство еще не обращалось с просьбой о государственном финансировании. Если оно это сделает, то его ответом будет, по меньшей мере, 'нет'.
'К желанию менеджеров модернизировать производство мы относимся с одобрением, - говорит он, - но не за счет средств федерального бюджета'.