Чернобыльская лихорадка охватила Германию. Нигде в мире, включая, вероятно, Украину, авария на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) 26 апреля 1986 года не оставила таких глубоких рубцов. В Германии она считается величайшей техногенной катастрофой 20-го века, предостережением против неисчислимых рисков технического прогресса.
Двадцатую годовщину этого события отмечают множеством мероприятий. Активисты германского отделения международной организации "Друзья Земли", начиная с марта, проводят марши в 12 немецких городах, неся гигантские модели атомного реактора и бетонного саркофага, возведенного вокруг аварийного реактора Чернобыльской АЭС, чтобы не допустить распространения радиоактивных выбросов. Германское отделение международной экологической организации "Гринпис" проводит выставки в нескольких городах и на следующей неделе организует демонстрацию в Мюнхене. В воскресенье в одной из церквей Франкфурта состоится поминальная служба. В кинотеатрах демонстрируется фильм "Облако", апокалиптическая фантазия о вымышленной ядерной катастрофе в Германии. В основу этого фильма положена изданная в 1987 году книга для детей с тем же названием, написать которую автора вдохновила Чернобыльская трагедия. Книга мгновенно стала стандартным материалом для чтения в старших классах немецких средних школ.
Чернобыльская катастрофа породила в западной части в то время еще разделенной Германии апокалиптический культ. Матери накрывали одеялами коляски своих младенцев, чтобы защитить их от выпадения радиоактивных осадков. Другие даже не выпускали своих детей на улицу. За несколько миллионов дойчмарок был построен завод по дезактивации так называемого "радиоактивного" сухого молока. Никто, казалось, не принимал во внимание тот факт, что в сухом молоке содержалось меньше радиоактивности, чем естественно содержится во многих продуктах питания. Груженые сухим молоком железнодорожные вагоны следовали под охраной бундесвера. Только восточные немцы были счастливы, потому что у них, в "государстве рабочих и крестьян", наконец, появилось достаточно свежих фруктов и овощей - по меньшей мере, до тех пор, пока западные немцы отказывались покупать восточногерманскую сельскохозяйственную продукцию из страха, что она может быть радиоактивной. Двадцать лет спустя статистика в Германии не показывает никакого роста заболеваемости раком или врожденных уродств.
Чернобыль был сильным мифом, который вынес "зеленых" на середину основного потока, впервые поставив их политические цели в один ряд с взглядами среднего класса. На первых же после Чернобыльской катастрофы парламентских выборах в 1987 году они получили сенсационные 8,3% голосов, вместо 5,6% на предыдущих выборах. В то же время социал-демократам пришлось "зеленеть", чтобы бороться за голоса избирателей. Эта катастрофа, в конечном итоге, привела к власти красно-зеленый альянс. Реальным долговременным эффектом Чернобыля в Германии стала не возросшая заболеваемость раком, но правительство Шредера-Фишера (Schroeder-Fischer).
Чернобыль все еще дымится глубоко в душе каждого немца старше 30 лет. Это также результат (дезинформирующих) сообщений средств массовой информации (СМИ), которые в подавляющем большинстве отражали опасения и прогнозы тех, кто пророчил экологические несчастья. Ученые и специалисты по радиации были почти полностью дискредитированы как марионетки атомного лобби. Сенсационные телевизионные программы показывали эпизоды выкидышей и врожденных уродств, которые в действительности никак не были связаны с Чернобылем и которые были сняты в совершенно других уголках бывшего Советского Союза.
В наши дни мало какие газеты дали себе труд сообщить, а если и сообщили, то только на последней странице, о крупном исследовании Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и других агентств Организации Объединенных Наций (ООН). Жаль, что немецкая общественность остается в большинстве своем в неведении относительно этого доклада, поскольку он опровергает большую часть общепринятых неверных представлений по поводу Чернобыля.
Глава Чернобыльского форума ООН д-р Бертон Беннет (Burton Bennett) суммирует это следующим образом: "Это была очень серьезная катастрофа со значительными последствиями для здоровья людей, особенно для тысяч работников, которые подверглись радиационному облучению в первые дни и получили очень высокие дозы радиации, а также для многих тысяч других, заболевших раком щитовидной железы. Однако в общем и целом мы не обнаружили глубоких негативных воздействий на здоровье остального населения в окружающих районах, как не нашли мы и широко распространившегося радиоактивного заражения местности, которое могло бы представлять опасность для здоровья людей в будущем, кроме нескольких исключений, где существуют запретные зоны.
Судя по данному докладу, на сегодняшний день можно прямо связать с радиацией менее 50 смертей. Кроме того, девять детей умерли от рака щитовидной железы. Несколько тысяч человек заболели после облучения, но сегодня среди больных раком щитовидной железы доля выживших составляет 99%. Ученые предсказывают, что в предстоящие 70 лет раком заболеют около 4000 человек, которые умрут раньше, чем умерли бы, если бы Чернобыльской катастрофы не случилось. Каждая смерть трагична, но эти цифры значительно ниже тех, которые приводятся в Германии, где разразились мрачные споры по поводу числа жертв. Противники атомной энергетики протестуют против доклада ООН. Германское отделение "Гринпис" на этой неделе заявило, что умерли 93000 человек. Руководитель парламентской фракции "зеленых" Ренате Кюнаст (Renate Kunast) недавно говорила о 100000 погибших. Ранее в этом месяце германское отделение общества "Международные врачи за предотвращение атомной войны" назвало свою цифру умерших - 264000 человек. Для многих немцев эта катастрофа просто не может иметь меньшие масштабы, чем те, в которые они долгое время верили.
Именно на фоне этого Чернобыльского ажиотажа правительство и промышленники обсуждают энергетическое будущее Германии. Проблемы те же, что и почти повсюду: ветровая и солнечная энергия стоит дорого и нередко ненадежна. При сжигании угля выбрасывается в атмосферу слишком много двуокиси углерода. Нефть и природный газ создают зависимость от стран, от которых предпочтительно не быть зависимым. Но обсуждение атомной энергетики в Германии остается табу. Предыдущее красно-зеленое правительство постановило к 2021 году постепенно закрыть все АЭС. Сегодня они производят примерно треть необходимой стране электроэнергии. Во всем мире строятся или планируются свыше 100 новых атомных реакторов. Однако большинство немцев все еще считают атомную энергию "делом рук дьявола".
С точки зрения "зеленых", всякий, кто сомневается в апокалиптической версии, либо циник, либо подкуплен. Что до якобы имеющего места вымирания лесов (Waldsterben), вера в Чернобыльский апокалипсис стала вопросом убеждений. К сожалению, энергетические потребности промышленно развитой страны невозможно удовлетворить с помощью избытка убеждений.