Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ушедшие на Восток: как 7 млрд. евро растаяли вместе с "холодной войной"

Новый финансовый скандал: детское оборудование достается солдатам, а на карте появляются новые регионы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ответ на растущую обеспокоенность в отношении гуманитарной программы, аудиторы проинспектировали 29 проектов в России, которая является основным бенефициаром TACIS, и выяснили, что только в девяти из них поставленные ЕС цели были достигнуты. И только пять из 29 проектов имели какое-то долгосрочное влияние.

Вчера ЕС оказался замешанным в одном из крупнейших финансовых скандалов: главный орган по контролю над европейским бюджетом осудил программу помощи бывшему Советскому Союзу, сумма которой составила 7 млрд. евро (4,9 млрд. фунтов).

Возмущенные члены Европарламента заявили, что до 5 млрд. евро из средств налогоплательщиков были растранжирены, и потребовали от Еврокомиссии немедленной приостановки программы, известной как TACIS (Техническая поддержка Содружеству Независимых Государств).

С 1991 г. в рамках этой программы двенадцати бывшим коммунистическим странам в Восточной Европе и Средней Азии выделялось около 500 млн. евро в год на развитие свободного рынка и демократии.

Вчера Европейский суд аудиторов (ЕАС) объявил, что не может одобрить TACIS, поскольку эффективность использования средств "очень низка".

В ответ на растущую обеспокоенность в отношении гуманитарной программы, аудиторы проинспектировали 29 проектов в России, которая является основным бенефициаром TACIS, и выяснили, что только в девяти из них поставленные ЕС цели были достигнуты. И только пять из 29 проектов имели какое-то долгосрочное влияние.

Инспекторы рассказали о проекте отопления и энергоснабжения города, который в этом не нуждался, и о попытках привести российские правила дорожного движения в соответствие с европейскими, которые провалились, потому что в самом ЕС не существует единых стандартов. Поставленное Европой оборудование для испытания дорог не использовалось.

Фигурировавшая в одном проекте область, как оказалось, существовала только на бумаге - ее изобрели, чтобы удовлетворить критериям для получения европейских денег. Одна финансируемая Европой лаборатория не работала, потому что у получателей помощи не было помещения для установки оборудования, а другая - из-за отсутствия средств на приобретение необходимых материалов.

Еще в одном случае полученное из Европы техническое оборудование было продано, потому что получатели не знали, как им пользоваться, и не имели выхода в Интернет. Физкультурное оборудование, предназначавшееся российским детям, оказалось в распоряжении армии.

В докладе ЕАС указывается на плохое управление, недостаток финансовой дисциплины и контроля над расходованием денег ЕС, но о явных доказательствах умышленного мошенничества ничего не говорится. Используя осторожные аудиторские формулировки, автор документа Яцек Учкевич (Jacek Uczkiewicz) сказал: "Деньги Европейского сообщества расходовались неэффективно. Мы не можем дать [проекту] положительную оценку. Мы считаем, что ситуация бедственная, а для ее улучшения потребуется значительная дисциплина и внимание".

Ханс-Петер Мартин (Hans-Peter Martin), член бюджетного комитета Европарламента, считает, что доклад продемонстрировал, что из 7 млрд. евро, выделенных с 1991 г., 5 млрд. были потрачены впустую.

"Это большой скандал для ЕС, - сказал он. - Почему Комиссия ничего не предпринимала в течение 15 лет? Она должна немедленно прекратить финансирование TACIS. Ситуация серьезная. Мы говорим об исчезновении миллиардов. Всем, кто работал с этими проектами, должно быть очень стыдно".

Крис Хитон-Харрис (Chris Heaton-Harris), представитель Консервативной партии и тоже член бюджетного комитета, подчеркнул: "Огромная сумма денег была потрачена без толку. ЕС не слишком хорошо проявил себя в расходовании денег на эти проекты".

Еврокомиссия признала, что совершила ошибки, и заявила, что хотела учиться на собственном опыте, отметив, что осуществление проектов осложнялось тем, что Россия в то время переживала особенно трудный период. Представительница Комиссии добавила, что недавно проведенные реформы способствовали улучшению ситуации.