Цены на нефть достигли рекордного уровня, превысив 72 доллара за баррель - только с начала 2006 г. они выросли на 18%, а за последние три года увеличились втрое.
В результате все чаще высказываются опасения, что в странах-импортерах это обернется высокой инфляцией; усиливается и международная напряженность.
19 апреля цены на 'черное золото' поставили новый рекорд - за баррель американской легкой нефти давали 72,4 доллара, а британская североморская марка Brent уходила по 74 доллара.
BBC News анализирует факторы, способствующие росту нефтяных цен.
Рост спроса
Главным катализатором неуклонного повышения цен на нефть в последние годы стал самый простой из рыночных механизмов: соотношение между спросом и предложением.
Спрос на нефть сегодня достиг беспрецедентного уровня. Главным фактором здесь стал непрекращающийся стремительный рост в крупнейших в экономическом отношении развивающихся странах - Китае и Индии. Эти страны - население каждой из них превышает миллиард человек - демонстрируют устойчивый рост на уровне 7% (Индия) и 9% (Китай); их предприятиям и потребителям требуется все больше энергоносителей.
Не заметно и признаков стабилизации спроса на нефть в промышленно развитых странах. На рынке автомобилей, особенно в США, по-прежнему преобладают внедорожники - настоящие 'пожиратели бензина'. Американская экономика уже растет довольно мощными темпами; в этом году оживления, скорее всего, следует ожидать и в Европе.
По оценкам ОПЕК за прошедший год спрос на нефть в мире увеличился на миллион баррелей в день - это чуть больше 1%. Однако, по некоторым прогнозам, в ближайшие 25 лет он должен возрасти с нынешних 90 миллионов баррелей в день до 140 миллионов.
Опасения, связанные с безопасностью
В последнее время, однако, наибольшее внимание привлекают проблемы, связанные с безопасностью, угрожающие поставкам нефти на мировой рынок.
Прогнозы о том, что после вторжения возглавляемой США коалиции в Ирак добыча нефти в этой стране резко возрастет, оказались чересчур оптимистичными: причина - в ухудшении ситуации в Ираке с точки зрения безопасности.
Проблемы, связанные с безопасностью, существуют и в Нигерии - еще одной крупной стране-участнице ОПЕК. Значительная часть нефтяных месторождений этой страны находится в районе дельты реки Нигер, и местные группировки, требующие для себя большей доли от нефтяных доходов, неоднократно останавливали добычу, захватывали буровые и нефтеперегонные заводы, и даже брали в заложники иностранных рабочих.
Сегодня, однако, ведущее место в заголовках новостей занимает Иран - одна из крупнейших нефтедобывающих стран мира. Ее стремление развивать ядерную энергетику - а также, как многие подозревают, обзавестись ядерным оружием - вызывает озабоченность мирового сообщества и опасения, что Иран использует свой нефтяной экспорт в качестве козыря на переговорах, или, того хуже, в качестве оружия в экономической войне. Эти страхи лишь усиливаются из-за неприкрытых угроз в адрес Тегерана, звучащих из Вашингтона: это позволяет предположить, что вероятность военной акции против этой страны по-прежнему высока.
Ситуация с нефтедобычей
Проблемы в сфере безопасности напрямую влияют на нефтяные цены, поскольку они чреваты срывом поставок и вызывают нервозность на рынке.
Впрочем, взвинчиванию цен способствуют и общие тенденции, связанные с добычей нефти. Крупным нефтяным компаниям становится все труднее поддерживать добычу в прежнем объеме; им приходится разведывать новые месторождения, порой в труднодоступных районах. Одновременно из-за требований о более эффективном использовании ресурсов и повышении дивидендов, получаемых акционерами, этим компаниям приходится сокращать имеющиеся у них резервы и класть под сукно планы строительства новых нефтеперерабатывающих заводов. Результатом стало ограниченное предложение в условиях быстро растущего спроса.
Другой причиной для беспокойства стала небесспорная теория 'нефтяного максимума': речь идет о том, что нефтедобыча в мире достигла естественного предела, и, какой бы ни была цена 'черного золота', открытия новых крупных месторождений ожидать не следует. Многие нефтяники считают эту теорию необоснованной, однако уже в нескольких странах органы, отвечающие за энергетическую политику, начали учитывать ее при разработке планов.
Стратегия нефтедобывающих стран
В СМИ тематика, связанная с высокими ценами на нефть, в основном подается с точки зрения потребителей: акцент делается на болезненных последствиях нынешней ситуации. Но есть и другая сторона медали: в нефтедобывающих странах дела идут отлично.
Так, президент Венесуэлы Уго Чавес с помощью нефтяных доходов проводит реформы в стране: они позволяют ему финансировать масштабные социальные программы и игнорировать критику его экономической политики со стороны Вашингтона.
Страны ОПЕК, на долю которых приходится примерно треть мировой нефтедобычи, считают, что теоретически оптимальная цена должна составлять 30 долларов за баррель, однако г-н Чавес считает, что организации, куда входит и Венесуэла, следует повысить этот ориентир до 50 долларов. Кроме того, за исключением Саудовской Аравии - крупнейшей нефтедобывающей страны мира - мало у кого из членов ОПЕК хватит духу увеличить добычу, чтобы цены снизились до указанного ориентира, да и особых избыточных мощностей для этого у них нет.
Что же касается государств, не входящих в ОПЕК, то в России нефтегазовый бум побуждает президента Владимира Путина к централизации и даже ренационализации топливно-энергетического сектора.
Рост спроса на нефть приносит немалые выгоды и нескольким африканским государствам. Так, повышенного внимания международных нефтяных компаний сегодня удостоились два крохотных африканских государства - Экваториальная Гвинея и Сан-Томе и Принсипи, хотя их жителям это вряд ли принесет такие же блага, как многим венесуэльцам.