Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, внешняя политика России становится все более агрессивной с каждой новой неделей председательства президента Владимира Путина в Группе Восьми, состоящей из семи богатых промышленно развитых демократий и его экспортирующей сырье автократии

Sunday, April 23, 2006; Page B06

Россия не хочет 'политизировать' вопросы поставок энергоносителей. Она просто хочет использовать их для запугивания соседей.

Похоже, внешняя политика России становится все более агрессивной с каждой новой неделей председательства президента Владимира Путина в Группе Восьми, состоящей из семи богатых промышленно развитых демократий и его экспортирующей сырье автократии. На прошлой неделе председатель правления компании 'Газпром', государственного экспортера газа, обеспечивающего четверть поставок в Европейский Союз, жестко пригрозил правительствам стран ЕС, что его компания будет продавать свою продукцию на другие рынки, если они не уступят его 'международным амбициям'.

Так председатель Алексей Миллер отреагировал на сообщения о том, что Британия обеспокоена возможным стремлением 'Газпрома' приобрести крупнейшую британскую газовую компанию. С цинизмом, напомнившим стиль бывших советских бюрократов, Миллер осудил то, что он счел попытками Запада 'политизировать вопросы поставок газа', в то время, как Путин открыто использует 'Газпром' и его фактическую монополию над энергоносителями и трубопроводами для восстановления господства Москвы над такими ее соседями, как Беларусь и Армения.

Сегодня, в отсутствие советской ядерной мощи и крупной экономики, Путин называет Россию 'энергетической сверхдержавой'. Он дал понять, что это такое, в январе, лично приказав отключить газ Украине, имевшей смелость отвергнуть его кандидата на президентских выборах - несмотря даже на то, что это обернулось недополучением газа в Вене, Риме и Берлине. С учетом укрепления Путиным власти в стране и его публичного сожаления о распаде советской империи, есть все основания тревожиться по поводу планов 'Газпрома' по приобретению зарубежных компаний.

Что касается политизирования экономических рынков, то, если европейцев интересуют намерения России, им достаточно взглянуть на Грузию и Молдову, две бывшие советские республики, которые, как и Украина, попытались укрепить демократию и установить независимость от Москвы. В конце марта Россия неожиданно запретила ввоз вин из этих стран, хотя они обеспечивают более 40 процентов поставок на ее рынок и составляют значительную часть их экспорта. Санитарные причины, на которые ссылались российские чиновники, несерьезны; реальная причина - гнев России на заявления Грузии и Молдовы о том, что Россия не должна быть допущена во Всемирную Торговую Организацию, пока не прекратит поддержку сепаратистских режимов на их территориях и не выведет свои войска, с выводом которых она медлит уже несколько лет.

Стремление Путина задушить Грузию, Молдову и Украину, а также укрепить контроль над Беларусью не ослабло, даже несмотря на то, что этим летом он готовится принять президента Буша и других лидеров G-8 в рамках саммита в Санкт-Петербурге. Судя по всему, он надеется на то, что на саммите будет ратифицировано возвращение России как глобальной державы с правом на собственную сферу влияния. Президент Буш отказался совершить демарш, не приняв приглашение саммит или инициировав исключение России из G-8.

Однако, его администрация сделала шаг, немногими отмеченный, но важный, - шаг к тому, чтобы проколоть раздувшиеся амбиции Путина. На встрече G-8 в Москве американские и европейские дипломаты настояли, чтобы в повестку дня предварительных переговоров накануне саммита были внесены вопросы Беларуси, Грузии и Молдовы. Теперь Путину будет сложнее избежать оценок своей политики запугивания на самом саммите. Если Санкт-Петербург сможет стать форумом, на котором западные лидеры четко заявят, что они не приемлют использования Россией экономического шантажа или военной силы для господства над соседями, а также поддержки диктатуры в Беларуси, то саммит пройдет не зря.

____________________________________________________________

Россия - не демократическая страна. Что дальше? ("The Washington Post", США)

Взрывоопасный газовый контракт ("The Washington Post", США)