Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уважение перед Россией

Путина излишне жестко критикуют

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В каком направлении дрейфует Россия? Грозит ли стране "постсоветский советизм"? Является ли реформирование Путиным государства манией величия? Можно ли считать нейтрализацию олигарха Ходорковского свидетельством галопирующего разложения правового государства? И как расценивать маневры энергетического концерна "Газпром"?

В каком направлении дрейфует Россия? Грозит ли стране "постсоветский советизм"? Является ли реформирование Путиным государства манией величия? Можно ли считать нейтрализацию олигарха Ходорковского свидетельством галопирующего разложения правового государства? И как расценивать маневры энергетического концерна "Газпром", в котором видят инкарнацию по-настоящему националистической промышленной политики? Диагноз, который ставит Запад, единодушен и однозначен: России грозит опасность превратиться в грубое авторитарное государство с имперскими амбициями.

Выводы преувеличены, в некоторых случаях - несправедливы. Поучительным остается дело Ходорковского. Олигарх, представавший на Западе в роли матери Терезы, невинного голубка, был очень жестким предпринимателем, создавшим империю ЮКОС благодаря попустительству властей, безжалостно убиравшим со своего пути конкурентов. Но, прежде всего, он встал на пути Путина, широко используя подкуп депутатов Думы, чтобы таким образом обеспечить себе возможность блокировать действия президента. Можно представить себе, как бы отнесся Запад к промышленнику, который бы пачками раздавал доллары парламентариям с целью создания нелигитимной теневой экономики. Путин был вынужден остановить Ходорковского, это было правильно. Неправильным были инсценированный в советском стиле показательный процесс и грубое разрушение концерна.

Похожей крупной катастрофой для имиджа России оказались действия компании "Газпром" на Украине. Сами по себе они были законными. Украина в связи с правившим там промосковским режимом извлекала выгоду из российской помощи в форме дешевого газа. После срежиссированной якобы непричастным к этому ЕС победы на выборах в Киеве противника Путина, Кремль отреагировал точно так же, как бы поступило правительство любой другой страны, если ему приходится иметь дело с враждебно настроенным режимом: было решено отменить политически мотивированную ценовую скидку и продавать газ "Газпрома" по рыночной цене. Чего русские не ожидали, так это лицемерия европейцев. Брюссель по иронии судьбы требовал от Москвы прекратить поставки газа по дотационным ценам. Когда же Путин сделал именно то, чего от него требовали, те же самые люди стали его жесточайшим образом порицать.

Ошибка, если уж говорить об этом, заключалась в том, что ни президент, ни глава "Газпрома" Миллер не сумели спрогнозировать реакцию и не провели широкую разъяснительную работу. Понятно разъяснить мотивы было проще простого, но российская руководящая элита, выросшая в советских условиях, в очередной раз не справилась с требованиями отвечающей духу времени работы с общественностью. Следует заметить, что русских часто злонамеренно не понимают. Недавние высказывания главы "Газпрома" Миллера о том, что его компания в случае продолжения со стороны ЕС политической обструкции будет вынуждена подумать о других рынках сбыта, сегодня расценивается как "угроза". То, что вполне понято с предпринимательской точки зрения - зачем концерну инвестировать средства на враждебной территории? - становится в условиях атмосферы недоверия поводом для антироссийской кампании.

Ясно, что Россия не является образцом правового государства, а Путин - не "демократ чистой воды", как утверждал бывший канцлер Шредер (Schroeder). К счастью, - нет. Путин - плод исторического развития, он привел страну к ситуации, когда порядок стоит выше демократии и авторитета правового государства. Прежде чем осуждать его, следует представить себе, с какими вызовами времени ему приходилось иметь дело. Когда Путин занял свой пост, существовала угроза распада России. Были сепаратистские движения. Народное достояние при Ельцине было роздано очень узкому слою олигархов, не скрывавших своих вполне определенных политических амбиций. Организованная преступность проникла вплоть до самых высших государственных органов. "Органы государства, подверженные гангрене, - делал 150 лет назад вывод философ Гегель (Hegel), - лавандовой водой не излечишь". Островной Англии потребовались столетия, чтобы превратиться из своего рода средневекового Афганистана в конституционную монархию. От расколотого колосса, России, требуют того же самого, после целой вечности царизма и советского государственного терроризма, добиваться в рекордные сроки.

К Путину применяют не те мерки. Никто не против добрых советов, имеющих цивилизирующее воздействие, но Запад в своем универсальном стремлении к демократизации страдает непогрешимостью и отсутствием логики. Именно ЕС отличается подобным значительным дефицитом демократии, что делает странными его оценки, которые он раздает повсюду относительно демократичности или ее отсутствия. В Германии не разрешили провести референдумы по вопросам маастрихтских договоров, введения евро и конституции ЕС, поскольку опасались "не тех" результатов. Многие европейские государства лишали свои народы части демократических прав, когда речь шла о политических интересах Европы. Несмотря на это, к России выдвигаются требования быть идеалом, чего у себя дома практически не терпят.

Действительно, целесообразно ли проводить референдум в Дагестане, где действуют исламистские экстремисты? Есть желание насильно осчастливить голосованием автономные республики, где криминал, располагающий большими деньгами, может купить любого избирателя? В каком тупике оказывается приверженный демократии Запад, показали недавние выборы в Палестине, где в ходе свободных выборов к власти пришли террористы. Заблуждаются и президент Буш (Bush), и его наушники: демократия - не условие, она в большинстве случаев - результат развития действующего порядка, который иногда проходит (должен проходить) и авторитарный этап.

Когда на этой неделе федеральный канцлер Меркель (Merkel) будет обсуждать в Томске с Путиным вопросы, связанные с Ираном и энергетической политикой, она не должна руководствоваться антироссийским популизмом. Всадник не осознает, какой путь уже проделала потерпевшая аварию страна. Путин принес разваливавшемуся государству стабильность. Он восстановил Россию как национальное государство, где действительно может иметь место "верховенство закона" и могут происходить демократические процессы. В период его правления произошло значительное улучшение благосостояния, которое идет на пользу широким слоям российского населения. Ему удалось приступить к ликвидации гибельного примата идеологии и политики в пользу раскрепощения рыночной экономики. Еще несколько лет назад гадали, а не разделит ли Россия, оснащенная заржавевшими ядерными ракетами, судьбу Веймарской Республики. Сегодня Путин возглавляет государство, где не существует отношений, характерных для Центральной Европы, которое во многом наивно, беспомощно и склонно заранее обижаться, но которое является надежной и на удивление окрепшей страной. Русские заслуживают не поучений, а уважения Запада. Они - естественный партнер Германии, форпост Европы.

____________________________________________________________

Не осуждайте Путина ("The Financial Times", Великобритания)

Действия России вполне обоснованы. Почему мы все время ее демонизируем? ("The Independent", Великобритания)