Забудьте о глобальном потеплении, подумайте лучше о русских. Безопасность поставок становится частью дебатов о том, стоит ли Великобритании создавать новое поколение атомных электростанций, причем не менее важной, чем изменение климата. Вопрос был вновь поднят на этой неделе, когда "Газпром", российский государственный газовый гигант, используя выражения, достойные Холодной войны, пригрозил, что любые попытки ограничить его экспансионистские амбиции в Европе "ни к чему хорошему не приведут".
Представитель компании уточнил: если Евросоюз хочет покупать газ у "Газпрома", ему придется учитывать интересы компании. Многие в Великобритании восприняли это как реакцию на появившиеся сообщения о том, что министерство торговли и промышленности ищет способ помешать попыткам "Газпрома" приобрести ведущую газораспределительную компанию страны, Centrica.
Позже тот же представитель заявил, что слова предназначались другим членам ЕС, чьи попытки блокировать трансграничные поглощения ключевых энергетических компаний были гораздо более откровенными. Однако что бы ни имел в виду "Газпром", его заявление должно вызывать тревогу. Судя по всему, русские пытались сказать следующее: "Мы прекратим поставки газа, как было в случае с Украиной, если не получим то, чего хотим". Похоже, поставки энергоносителей могут оказаться гораздо более мощным оружием, чем ракеты.
На самом деле, никто не может сказать наверняка, действительно ли британское правительство враждебно встретило бы попытки "Газпрома" приобрести Centrica. В настоящий момент министры продолжают совещаться. И не стоит ожидать, что министр торговли и промышленности Алан Джонсон (Alan Johnson) прольет свет на ситуацию, когда на следующей неделе будет участвовать в одной конференции в Лондоне вместе с руководством "Газпрома". Министр не собирается делать каких-либо громких принципиальных заявлений.
Однако если бы ему нужны были оправдания для того, чтобы блокировать действия "Газпрома", их можно было бы найти достаточно только в традиционной сфере конкуренции, для этого не нужно прибегать к изменениям в законодательстве или делать из вопроса проблему национальной безопасности. Для того, чтобы позволить такому крупному поставщику газа контролировать еще и значительную часть розничного рынка, необходимо иметь очень прочные гарантии защиты других газораспределительных компаний. Слишком очевидны здесь возможности для хищнического ценообразования и других форм монополистического злоупотребления.
Независимо от того, позволят ли "Газпрому" приобрести Centrica и хочет ли он этого, у концерна есть одна четко заявленная цель, связанная с британским рынком. Он хочет поставлять в страну 20% газа. Это может показаться тревожным, учитывая угрозы, с которыми выступает компания, но дело в том, что нам будет нужен весь этот российский газ и даже больше, чтобы компенсировать сокращающиеся объемы добычи в Северном море. Если в ближайшие десять лет наши изношенные АЭС не будут заменены новыми, потребности Великобритании в газе будут еще выше.