Критика экспансионистских планов "Газпрома" в связи с изолированностью рынка в России.
Экспансионистские планы российского газового монополиста "Газпром", связанные с Западом, сталкиваются из-за изолированности российского энергетического рынка с сильным неприятием в Европейском Союзе. "Мы должны быть равноправными", - потребовал австрийский министр энергетики и председатель Совета ЕС Мартин Бартенштайн (Martin Bartenstein). Поглощение "Газпромом" крупной энергетической компании в ЕС предполагает, что европейские компании тоже получат беспрепятственный доступ к инвестициям в России, сказал Бартенштайн во время встречи министров экономики стран ЕС в Граце. Поэтому Россия должна отказаться от монополии "Газпрома" на газопроводы и на экспорт.
Причиной конфликта стала угроза главы "Газпрома" Алексея Миллера поставлять в будущем газ в другие регионы мира, если ЕС будет препятствовать реализации его экспансионистских планов. Концерн хочет отказаться от своей роли чистого поставщика сырья в ЕС и подключиться к выгодному бизнесу с конечными потребителями. С этой целью он, в том числе, поднимает вопрос о приобретении крупнейшей газораспределительной компании Великобритании Centrica, чего хочет не допустить британское правительство путем внесения изменений в законодательство. Угроза Миллера вызвала в ЕС резкую реакцию. Если Россия будет использовать свой газ в качестве внешнеполитического инструмента, до "добра это не доведет", сказал Бартенштайн. Европейский депутат Элмар Брок (Elmar Brok), член ХДС, даже заговорил об "объявлении 'холодной войны' с использованием новых методов". Федеральное правительство предупредило, что угрозы не пойдут на пользу "партнерским отношениям" с Россией.
Но они для Германии имеют как раз очень большое значение, поскольку 40 процентов своих потребностей в газе она покрывает за счет России. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) указала на то, что сотрудничество частных энергетических компаний с "Газпромом" является делом "предпринимателей". Но министр экономики Михаэль Глос (Michael Glos) одновременно подчеркнул в Граце, что есть "большая разница", то ли поглощение компании происходит внутри ЕС, "то ли его планирует такой государственный концерн, как "Газпром", для которого правила внутреннего рынка ЕС не действуют".
Правительство не хочет ставить под угрозу планы немецких компаний-поставщиков в мировом соревновании за энергетические ресурсы. В ходе германо-российских консультаций, которые пройдут в эту среду в Томске, речь пойдет, в том числе, об участии компаний Wintershall и Eon в освоении одного из месторождений в Сибири. Компания RWE тоже заинтересована в выходе на российский газовый рынок и собирается, по информации, имеющейся в "Berliner Zeitung", предложить в ответ участие в капитале региональных поставщиков в Германии. Такое ограниченное участие российского монополиста на немецком рынке федеральное правительство считает допустимым. "Если 'Газпром' участвовал бы в капитале некоторых региональных компаний, я, несмотря на это, мог бы еще спать спокойно", - сказал Глос.
Сомнения в ЕС относительно верности "Газпрома" договорам, приобрели в начале года новую остроту, когда концерн перекрыл на короткое время газовый вентиль для Украины. Помимо этого существует тревога, что "Газпром" в ближайшие годы не сможет удовлетворять растущий спрос в полном объеме. Об этом предупреждало Международное энергетическое агентство (IEA), сомнения по этому поводу высказывал, согласно сообщениям российских средств массовой информации, также член правления предприятия. Причина - опоздание с инвестициями в наращивание добывающих мощностей. Помимо этого "Газпром" собирается увеличивать поставки в Китай и строить туда два газопровода.
Поэтому ЕС хочет быть более независимым от "Газпрома". Бартенштайн назвал в качестве примера проект строительства газопровода "Nabucco", который к 2011 году должен соединить каспийские и иранские месторождения газа. Однако эти регионы в политическом плане нестабильны еще больше, поэтому Брюсселю приходится выбирать. От Балтийского газопровода, находящегося на стадии строительства, - по нему с 2010 года сибирский газ должен пойти в Германию - отказываться нельзя, говорят в Еврокомиссии.