Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лариса Ившина: "Чем более украинской будет Украина, тем здоровее будет Россия"

Лариса Ившина: "Чем более украинской будет Украина, тем здоровее будет Россия" picture
Лариса Ившина: Чем более украинской будет Украина, тем здоровее будет Россия picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Положа руку на сердце, наверное, стоит признать, что у украинцев и русских есть своя 'клиника'. Если у украинцев - это комплекс неполноценности, следовательно 'дефицит', то у русских - это 'гиперфункция'. Следовательно, часто мания величия. Что, скажите, лучше? Правильно, оба хуже. Поэтому надо избавляться от крайностей и тогда для поиска общего языка нам следует отправляться в совместное цивилизованное будущее, а не в далекое феодальное прошлое, каким бы оно ни казалось теперь идиллическим

Часть 1

"Детская" болезнь слепоты

Владимир из Ворошиловграда, 22.03.2006 15:49

Добрый день, Лариса Алексеевна. Первый вопрос. Ваше издание регулярно называет Россию "имперской". При этом восхищается США, которая в отличие от России: развязала в мире (на чужой территории) не одну, по сути, захватническую войну; разместила по всему земному шару десятки военных баз и процесс этот не прекращается (очевидно, следующая цель - Севастополь); презрев ООН, разобралась "дистанционным бомбометанием" с Югославией, сделав во всем крайними сербов (что, мягко говоря, не объективно); под надуманным предлогом развязала и до сих пор ведет войну против населения Ирака за нефтяные ресурсы этой страны (к сожалению, Украина ей в этом помогает); в одностороннем порядке вышла из договора по ПРО и разрабатывает современные средства противоракетной обороны (абсолютно бесполезные против террористов, тогда против кого?); во всеуслышание угрожает своим врагам упреждающим ядерным ударом (смешно после этого упрекать Иран в желании иметь такую же "дубинку"). Скажите, пожалуйста, Вы действительно этого не видите, или слепое восхищение всем "иноземным" это осознанная позиция Вашего издания? Второй вопрос. И США и Запад постоянно критикуют Россию. За все и всегда. Продет газ дешево - "нерыночно", по рыночным ценам - "имперское давление". Прощая при этом многие промашки Грузии и Украине. Учитывая то, что отдельные президенты этих государств и (или) члены их семей являются гражданами США, насколько независимы эти государства-"шалуны" от "любящих родителей", и хорошие ли вырастают дети, когда им все прощают? От одного взращенного "драчуна" (Польши) сторонится уже даже Европа. Не кажется ли Вам показательным: когда вся Европа объединяется, нас, славян, пытаются поссорить, напрямую лезут в наши внутренние дела, не гнушаясь откровенной ложью и прямым давлением. Вы этого тоже не видите, или действуете по принципу "родителей не выбирают"? Третий, заключительный вопрос. После слов Ющенко о неготовности дать собственную оценку выборам в Белоруссии, не зная мнения комиссии ОБСЕ - Вам не стыдно за своего президента?

Л.И. Добрый день, Владимир.

Мы часто пишем о России, но называем ее имперской только тогда, когда в ее политике есть соответствующие проявления или замашки. Так же стараемся относиться и к Соединенным Штатам. Кстати, ко дню независимости России в 2003 году (тогда еще этот праздник так назывался), - мы в газете провели опрос авторитетных экспертов: за что вы любите Россию и от чего, на ваш взгляд ей нужно избавиться? Ответы получились интересные, разнообразные, но если коротко, все любят в основном за великую российскую литературу. Известный дизайнер Лилия Пустовит, правда, добавила, что любит российских парней, они на ее взгляд, очень мужественны. А не любят - за имперские комплексы и 'за фантастический снобизм по отношению ко всем другим народам бывшего СССР', - в частности сказал известный режиссер художественный руководитель Театра русской драмы Михаил Резникович, и предостерег россиян от попытки без оглядки копировать западные образцы в культуре и особенно в поп-культуре. (С полным текстом можно ознакомиться в архиве: 'День' за 12 июня 2003 года - www.day.kiev.ua). Характерно, что такой же вопрос: 'За что вы любите Америку и от чего ей следует отказаться', мы задали своим читателям накануне Дня независимости Соединенных Штатов (полные ответы в ?112 за пятницу 4 июля 2004 года). А если коротко, профессор Лариса Скорик сказала: 'Я помню как наши политзаключенные, которые сидели в лагерях, благодарили Америку и ее демократическое правительство за то, что они заставили руководителей Советского Союза выпустить их из лагерей. Другое дело, они об этом очень быстро забыли. . .' (От себя могу добавить: забыли не только они.) Ну и потом многие ценят Америку за историческую смелость, умение проектировать и достигать целей, за то, что с пиететом относятся к своей стране. Один эксперт сказал: 'В Бонне есть Музей новой истории, в огромном центральной зале которого находятся два экспоната - джинсы и холодильник. Это как раз те вещи, которые влюбили Европу в Америку. Я как европеец, тоже люблю Америку за джинсы и холодильник'. Думаю, что в России тоже носят джинсы, так вот коварная Америка проникла в каждый ваш дом. А не любят практически то же, что и в отношении России. Все то, что связано с ролью США как сверхдержавы: экспансионизм, высокомерное отношение. Что касается выборов в Беларуси, на мой взгляд, позиция Украины несколько туманна. Но и Россия в своих отношениях с Лукашенко тоже запуталась.

кому нужен украинский национализм

Антон, 22.03.2006 16:03

Здравствуйте! Вы тоже (как и Ваш президент) считаете, что всех граждан Украины нужно научить думать на украинском языке? Если да, то не кажется ли Вам, что сама по себе эта идея нарушает права человека? И вообще зачем это нужно? И еще вопрос: кто такие украинские националисты? Считаете ли вы себя националистом (в хорошем смысле этого слова) и почему Белоруссия, в отличие от Украины, не отличилась таким радикальным национализмом?

Л.И. Здравствуйте, Антон.

Я думаю, что призыв 'Думай по-украински' касался все-таки не языка, а национальных интересов страны. Ничего плохого в этом нет. Тема об украинских националистах очень непростая. В частности, потому, что в Украине под этим очень часто подразумевают украинских патриотов, а в России люди с великодержавной ментальностью, говоря 'украинские националисты' подразумевают 'сепаратисты'. Дорога к истине лежит через чтение серьезной литературы и хорошей публицистики, к которой я отношу и газету 'День'. У Беларуси ситуация особенная и историческая, и культурная, и я не достаточно знаю это близкую страну, чтобы дать свой ответ. Повторять в этом случае чужие мысли не хочу.

Алексей, 22.03.2006 16:40

Здравствуйте. Хочу задать Вам несколько вопросов. 1. Вас удивляет негативное отношение к Вам основной массы форумчан, немногих людей в России, читающих на ИноСМИ статьи вашей газеты о России? 2. Какие издания, радио, ТВ России наиболее предвзято, по вашему мнению, пишут об Украине? 3. Имперские амбиции России - это расхожий штамп на Украине. Вы сможете его мне расшифровать? И какие амбиции имеет Украина (уважающая себя страна должна быть амбициозна имхо). Спасибо.

Л.И. Здравствуйте, Алексей. Я не считаю, что вопросы основной массы форумчан отражают негативное отношение ко мне и нашей газете. Скорее, это психологический срез настроений и острейший дефицит общения. Ведь мне адресованы вопросы, касающиеся всех сфер жизни и где я как журналист должна была бы по идее отвечать за всю Украину, особенно за все плохое. Также, на мой взгляд, это отражает очень серьезную диспропорцию в освещении событий в Украине, которую заложили ведущие телевизионные каналы еще со времен подготовки к президентским выборам 2004 года и до наших дней. На мой взгляд, это очень опасно и безответственно. Мне довелось недавно на РТР-планета слушать дискуссию с участием министра иностранных дел, замминистра иностранных дел России, где известный деятель господин Ципко распалял аппетит аудитории, и говорил: что нам думать об одном Крыме? Нам нужно думать обо всей Новороссии, да вот и Николаев испокон веков российский город. . . Хорошо, что в студии находился один участник из Украины (что само по себе экзотическое явление) и была озвучена другая точка зрения. На мой взгляд, такая практика возврата к территориальным претензиям вариант тупиковый.

Я не могу ответить, какие издания наиболее предвзято пишут по Украине, так как у меня нет такого полного мониторинга, но я бы процитировала здесь историка Василия Ключевского, который говорил: 'Надобно не жаловаться, что хороших людей мало, а благодарить Бога за то, что они есть'. Так и в отношении СМИ России, слава Богу, что есть трезво мыслящие и, я бы сказала, априори дружелюбные.

Об имперских амбициях России много чего сказано не только украинцами, но и многими другими на постсоветском пространстве, а также теми немногими в России, кто понимает опасность повторения (даже в модернизированном виде), практики Советского Союза. Для меня это, прежде всего, некоторое закамуфлированное послание Украине, согласно которому Украина не должна себе желать того, что может желать Россия. Например, на первом этапе путь в Европу для Украины должен был означать ни что иное, как в Европу вместе с Россией. Что, по сути, означало попытку придержать Украину в 'предбаннике', а самим напрямую, учитывая мощь, вес, устраивать отношения с западными лидерами, в том числе и в 'восьмерке'. Близкие стратегические отношения со странами НАТО - для России, и полная истерика по поводу сближения с НАТО украинцев. Темпов вступления в ВТО: что касается России - да это полезно, а Украине - зачем вам вообще нужно. Я не говорю уже о том, что искренность отношения политбомонда к Украине особенно была очевидна накануне президентских выборов.

Анализируя, кого и почему поддерживают, становилось абсолютно ясно, что Кремль в Украине ищет не сильного партнера для диалога, а заинтересован в укреплении в главном кресле лоббиста или марионетки.

Украина не может иметь амбиций сверхдержавы. Здоровая, на мой взгляд, амбиция и перспектива сродни той, которую в свое время сформулировал Тони Блэр - быть страной, приятной для жизни.

О дружбе.

VovaLee, 22.03.2006 17:58

Уважаемая г-жа Главный редактор хочу у Вас спросить. В 1943-м году моего деда призвали на фронт в 16 лет. Жил он тогда под Сталинградом и когда война докатилась до его города призывали всех. Мальчишкой он попал в Сталинградскую мясорубку. И командир пристроил его к "дядьке". Пожилому, как ему тогда казалось (а на самом деле лет 45) украинцу. Он учил его всему, от стрельбы до того, как варить кашу, Чертил на гороховом концентрате полосу ногтем и говорил сколько можно съесть в день. Мало того, еще и старался себя обделить в его пользу, если была возможность.

Потом уже мой дед обучал молодых, и старался всячески их оберегать. Мой дед выжил, восемь лет войны, сначала Отечественной, потом в составе разведки НКГБ боролся с бандитизмом в Западной Украине, Карпатах и Прибалтике, всю Литву на брюхе прополз. Сейчас на постсоветском пространстве подняли голову участники тогдашней "борьбы за свободу". Я ничего не хочу про них сказать, время прошло много, но как бы там ни было, они сражались вместе с немцами против СССР. Поверьте, сказки про то, что эти "герои сопротивления" и с немцами тоже воевали даже слушать дико. Я могу допустить, что, по слабости или купившись на идеи национализма, некоторые верили, что бьются за свободу, а на самом деле? Неужели не понятно что бы было, если бы они победили? Планы немцев по онеметчиванию восточных территорий хорошо известны. Не осталось бы никого. Ну, в самом деле, наивно верить, что Гитлер предоставил бы какую-то свободу восточным территориям, это же бред. Но этот бред активно культивируется в СМИ. Почему так происходит? Почему, вместо того чтобы гордиться ОБЩЕЙ победой над противником, который играючи захватил всю Европу, сейчас выискивают тех, кто воевал за уничтожение собственного народа. Мало того, они ведь еще и ПРОИГРАЛИ эту войну. Зачем гордиться проигрышем, вместо того чтобы гордиться победой?! Я не понимаю этого. Зачем гордиться гетманом Мазепой, который ПРОИГРАЛ и проклинать Хмельницкого, который ВЫЙГРАЛ и спас Украину от Польши?

Л.И. Знаете, получилось у вас довольно-таки жуткая история. Хотели якобы рассказать о дружбе, а получается - рассказали о непонимании и вражде. Ну подумайте сами, как выглядит в вашем рассказе простое противопоставление, без всяких переходов и деталей. Сначала вы говорите, что украинец опекал его, учил, в пользу чужого молодого человека отдавал свою скромную пайку. А после этого, когда, как вы пишете, дед выжил, после войны в составе НКВД боролся с бандитизмом (а проще говоря, участвовал в спецоперациях против украинской повстанческой армии, а также сочувствующего им мирного населения в Западной Украине, Карпатах. . .) Вы ничего не пишете об этом, но могли же быть среди погибших в результате этих зачисток и родственники того украинца, которые когда-то помогли вашему деду под Сталинградом. Уже одно это предположение говорит о том, что бессмысленно сейчас воссоздавать сталинские стереотипы в оценке тех, кто был не согласен с режимом, но, похоже, они очень крепко укоренились, потому что и у вас проскакивает: 'подняли голову участники тогдашней "борьбы за свободу". . . В Украине 9 мая - настоящий человеческий праздник, День памяти жертв и день благодарности тем, кто выжил, цветы к могилам несут и старики, и дети. Но при этом в Украине помнят тех, кто имел мужество не соглашаться ни с методами Сталина, ни с методами НКВД. Мне приходилось слышать рассказы одного человека, который приехал в Западную Украину, как и ваш дед, бороться с бандитизмом. Женился там и осел. Так вот его рассказы были полны горечи и запоздалого раскаяния. Так как он понимал, что были пролиты реки невинной крови. Поэтому я считаю, что прошло уже достаточно много времени для того, чтобы посмотреть на происшедшее честно, не плодить старые мифы и обиды. В отношении общей победы можно гордиться, но следует и думать, как получилось так, что наши победители по-прежнему живут значительно хуже побежденных? Достаточно вспомнить судьбу выдающегося писателя Василя Быкова, фронтовика, одного из тех, кто первый рассказал не штабную, а солдатскую правду о войне. Который закончил свою земную жизнь не в родной Белоруссии, где, по идее, особо должны чтить ветеранов, а вынужден был просить приюта в стане бывшего врага - в Германии. К сожалению, наши народы отдали миллионы жизней и даже такой кровью не смогли смягчить свирепость режима. После войны снова начались репрессии, лагеря. . . Как можно после этого осуждать тех, кто не смирился?!

государство

Игорь, 22.03.2006 18:10

На монетах князя Владимира киевского написано: "Владимир на столе. А се его серебро". Это не украинский язык, а русский. Присоединяетесь ли Вы к тем, кто смеет утверждать, что Киевская Русь - это государство украинского народа? Если да, то как это соотносится с приведенным выше фактом? Хотелось бы также услышать Ваш комментарий утверждений, что Будда и Заратустра были украинцами, что украинцы - это народ, который первым приручил коня, выпек первый хлеб, изобрел колесо. Думаю, что Вы лучше меня знаете украинских "ученых", публикующих подобные вещи.

Л.И. Игорь, я вам искренне советую для начала прочитать нашу книгу 'Две Руси'. Можно заказать по адресу в интернете: master@day.kiev.ua, chedit@day.kiev.ua или 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2 л.

О дружбе.

VovaLee, 22.03.2006 18:25

Только у меня просьба не надо говорить о угнетении свободных народов русскими. В России не существовали никаких ограничений по национальному признаку. Было только одно ограничение. . . по вероисповеданию. И относилось оно только к иудеям (видимо сказывалось хорошее знание тогдашней властью некоторых иудейских религиозных заповедей), при смене веры все поражения в правах с них снимались автоматически. Про СССР и говорить нечего. В такой политике были свои плюсы, удалось собрать огромную страну, но и свои минусы вылезли. Впрочем до того, как Киевская Русь была разгромлена монголами, мы были одним народом. Странно говорить о каком-то угнетении.

Л.И. Речь идет не об угнетении свободных народов русскими, а о создании режимов и во время 'белой' империи, и во время 'красной', когда притеснения осуществлялись часто от имени русских. Если вы считаете, что в России все было так безоблачно, то отчего возникла Октябрьская революция 1917 года и братоубийственная Гражданская война? А в СССР вообще все было чудесно, только по непонятной причине он объявил себя финансовым банкротом, и в результате Россия Ельцина первой заявила о выходе из Советского Союза.

Много будет Вам вопросов, госпожа Ившина!

Тарас Владимирович Шевчук (Рязань), 22.03.2006 18:46

Очень много эмоций в отношениях между Россией и Украиной. Это заметно по уже заданным вопросам тут на ИноСМИ. Что ж, держитесь! И не обижайтесь на "горячие" вопросы! Я давно подметил, что у людей, долго живущих на Украине, степень обидчивости выше (при общении) и чувствительнее, чем, например в России. Ничего не поделаешь, мы русские люди горячие, но не желаем зла, даже жестко критикуя. Не будем вдаваться в споры о наличии или отсутствии той или иной нации. Это бесполезный спор. Всегда можно разделить людей. И любую страну мира можно поделить на почти неограниченное количество государств и национальностей. Я хочу спросить не об этом. Меня как православного человека беспокоит пестрота христианского мира на Украине. Как развивался процесс раскола и деления, почему он стал возможен? На следующий вопрос Вы в праве не ответить, я прошу простить, если он покажется Вам бестактным. Какого Вы вероисповедания, или Вы атеист или может быть что другое? Добра Вам!

Л.И. Спасибо, уважаемый Тарас Владимирович за вопрос, я не обижаюсь и решила ответить на максимальное количество вопросов, так как понимаю, что излишняя желчность очень часто от недостаточной информированности и, возможно, дефицита общения. Вряд ли мы сможем одним ударом это ликвидировать, но все же стоит стремиться. Что касается вопроса. . . Речь, по-видимому, идет о православии, которое представлено сейчас в Украине несколькими юрисдикциями. История раскола очень сложна не в последнюю очередь потому, что руку к нему приложила, увы, Московская патриархия. Противоречия продолжаются. Это объясняется, в частности, тем, что иерархи Русской церкви считают своей исторической миссией восстановление и сохранение не только единой православной церкви на постсоветском пространстве, но и Великой Руси, частью которой они снова хотят видеть Украину.

А что касается широкого спектра других христианских церквей, представленных в Украине (это главным образом греко-католики, протестанты различных направлений и католики), то пестрота, о которой вы говорите, объясняется тем, что в Украине действительно свобода вероисповедания.

голодомор

VovaLee, 22.03.2006 18:46

Кстати, о голодоморе украинцах и выпавшем снеге. У моего деда из 12 человек детей в живых осталось 4. На самом деле по домам ходили комиссары и отбирали хлеб, это не выдумка. Благо рядом была степь, и дети бегали ловить сусликов, тем и кормились. А готовили их ночью, чтобы не отняли. Но при чем тут русские?. .

Л.И. Знаете, на мой взгляд, это очень показательный момент, если уйти от манеры 'задираться' и неуместного стеба, то окажется, что под 'снегом' настоящая драма одной из миллионов семей. Народная память сохранила убийственные детали обвинения сталинскому режиму. Ответьте сами: если голод не был орудием террора, почему людям запрещали спасать себя и отнимали даже сусликов? И почему советская система так долго никого не допускала к архивным материалам о голодоморе? Ну а русские, повторяю настойчиво, здесь действительно ни при чем. И никто в Украине русский народ не обвиняет.

Несколько вопросов

Jimona, 22.03.2006 18:51

Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Не считаете ли вы, что термины "демократия", "демократические ценности" достаточно сильно скомпрометированы внешней агрессивной политикой США, ибо это (Югославия, Ирак, "цветные" революции и пр.) не имеет никакого отношения ни к демократии, ни к свободе? 2. Считает ли украинский народ, что при вступлении в ЕС он заживет богато и счастливо? И искренне верит, что Европа поможет процветанию Украины? 3. Реально ли вступление Украины в НАТО (в среднесрочной перспективе), при явном негативном неприятии этого решения населением, но активно лоббируемом нынешней политэлитой? 4. Скажите, пожалуйста, знакомо ли вам название вашей страны "Убунди" (и соответственно, "убундийцы"), которое дали Украине американские военные на своих последних ядерных учениях? Спасибо за возможные ответы.

Л.И. Здравствуйте.

1. Я считаю, что термины 'демократия', 'демократические ценности' не виноваты. Можно скомпрометировать практикой. Что касается Югославии, Ирака и 'цветных' революций, все-таки это явления разного порядка и в особенности в том, что касается 'цветных' революций не стоит, на мой взгляд, преувеличивать роль Соединенных Штатов. Если бы президент Кучма ушел в 1999 году и не цеплялся за власть, выдумывая для этого всевозможные поводы, не думаю, что Украина оказалась бы в воронке тяжелейшего внутреннего кризиса.

2. Что касается вступления в ЕС, очень важно не ставить телегу впереди лошади. Украинский народ, на мой взгляд, заживет богато не тогда, когда вступит, а вступит - тогда, когда будет ориентироваться на стандарты ЕС и хорошо заживет.

3. Все зависит от эффективности новой правительственной коалиции. Покажут хорошие результаты, смогут сотрудничать с международными организациями, в том числе с альянсом, изменится и настроение населения.

4. 'Назовите хоть горшком, только в печь не сажайте'. Шутка. Не знакомо.

О равноправии

Из России с любовью, 22.03.2006 19:52

Вы заявили: "Мы (Украина) хотим нормальных партнерских отношений и там и там (С Европой и Россией)". Хорошо. Но почему бы тогда не начать с предложения равноправного пользования Керченским проливом? Если Украина желает "приватизировать" Керченский пролив, опираясь на свое специфическое расширенное толкование решения райисполкома 1950-х годов по косе Тузла, то при чем тут "желание нормальных партнерских отношений" с Россией? И к чему тогда обижаться на Россию, которая в ответ защищает свои интересы?

Л.И. Вы правы, ни на кого обижаться не стоит, а учиться не только защищать каждому свои интересы, но и находить цивилизованные компромиссы, чтобы не удавить друг друга исключительно из-за выгоды. Почему-то на наших просторах цивилизованное слово 'конкуренция' часто заканчивается элементарным 'мордобоем'.

Трудности "братского" перевода

Олег, 22.03.2006 19:56

Будучи по отцу украинцем и все детство проведя на Украине, я с детства не мог понять: почему единственным местом, где я всегда являлся "москалем" и "кацапом" одновременно, даже для своих близких родственников, была Украина, и единственным местом, где меня никогда и нигде не считали "хохлом" была моя Россия?! Почему сколько (себя помню) всегда восточные украинцы "ложились" под западных во всем, что касается стратегии развития Украины, а потом сами им же и работу искали и давали, и обеспечивали? Слабые духом и телом? С уважением. . .

Л.И. Знаете, Олег, думаю, вам не повезло с окружением. Не могу себе представить, чтобы в нормальной среде ребенка назвали в Украине москалем и кацапом. И почему в России должны были вас называть хохлом, если, судя по всему, несмотря на то, что ваш отец украинец, вы украинцем себя не считаете? А что касается восточных украинцев, которые якобы 'ложились' под западных, то это уже фантазии, под которые очень трудно подвести какие-то аргументы. В Украине были важные моменты внутренней консолидации всех регионов, один из них референдум за независимость - больше 90% голосов. А что касается выборов, президентов, то Запад и Восток часто голосуют по-разному.

о Европе, болоте и геноциде

Ivan, 22.03.2006 20:16

Уважаемая Лариса, вопросов будет много, но, думаю, Вы сможете это пережить. Просто действительно интересно. . . 1. "предлагаются не только факты, но и их оценки, комментарии по разным точкам зрения, однако с четко выраженной редакционной позицией" Означает ли это, что все сотрудники Вашей газеты имеют по всем вопросам одну и ту же позицию? А если мнения разные, то что тогда становится редакционной позицией? Могут ли в Вашей газете работать люди, чья позиция принципиально отличается от Вашей? 2. "формирование европейского мировоззрения" Что именно Вы имеете в виду под европейским мировоззрением? Как Вы считаете, Россия - это Европа или нет? Если да, то в чем вообще смысл антитезы "Россия-Европа"? Если нет, то в чем, по-Вашему, разница? 3. "Да, мы - постгеноцидная нация! Реально, когда уничтожили жизнеспособную часть народа" Насколько я понимаю, геноцид - это попытка СОЗНАТЕЛЬНОГО уничтожения одной нации представителями другой. То есть, как бы цинично это ни звучало, у его организаторов должен быть мотив, пусть даже самый идиотский. Был ли такой мотив у Сталина и компании? Вы действительно уверенны, что среди тех, кто отбирал хлеб у украинских крестьян, не было ни одного украинца? (потому что иначе это не геноцид, а самоистребление) Вы уверены, что хлеб отбирали только у украинских крестьян? (иначе это опять-таки не геноцид) Можно ли по Вашей логике считать геноцидом то, что отдельные представители Кавказа устроили в то же время с русским народом? 4. "рецепты выживания на этом болоте" Насколько это применимо к современной России? Что это означает для конкретных людей? - скажем, для сельских учителей, для выпускников ВУЗов или, скажем, для журналистов? Заранее спасибо. Успехов Вам в издании газеты, России бы такое тоже не помешало. . .

Л.И. Уважаемый Иван, пытаюсь не только 'это пережить', но и ответить.

1. Редакционная позиция, как правило, разделяется всеми журналистами, поэтому они именно в нашей газете и работают. Слава Богу, теперь есть свобода выбора. А если мнения разные, то в процессе написания редакционного комментария пытаемся их обсудить и максимально сблизить позиции. Да, в нашей газете работают журналисты, на мой взгляд, талантливые люди, по некоторым вопросам их позиция отличается от моей.

2. На мой взгляд, европейское мировоззрение - это признание права другого быть ИНЫМ. Это политическая культура, терпимость, в том числе религиозная, права человека, гражданское общество, умение услышать меньшинство и учесть точку зрения единицы, голос которой, как известно по Маяковскому, тоньше писка. В общем, умение жить и давать жить другим.

Самый простой ответ: Россия - это Евразия. Но вполне может быть с европейской перспективой, если захочет и выстроит систему ценностей, при которой 'другой' - не всегда будет означать 'враг'.

3. Вопросов о геноциде так много, что я думаю, нужно привести официальное определение понятия 'геноцид', которое дал в 1944 году польский потом американский юрист Рафаэль Лемкин. Это определение общепринято в международной практике и закреплено основоположными документами ООН 1946, 1950 и более поздних годов. Оно звучит так: 'Геноцид - это попытка уничтожить или принести вред какой-нибудь национальной, этнической, расовой или религиозной группе с преступной целью изменить национальный характер конкретного региона или страны путем убийства членов этой группы и умышленного создания для нее таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное ее физическое уничтожение'. Несомненно, голодомор в Украине подпадает под официально закрепленное в международном праве (в частности, в конвенции о геноциде) определение. Что касается мотивов 'Сталина и компании', об этом написано довольно много. Сошлюсь на издание, которое может помочь всем искренне пытающимся разобраться. Книга вышла под эгидой Одесской государственной научной библиотеки им. Горького Института истории НАН Украины фундации украиноведческих студий Австралии в 2001 году, называется она 'Голодомор в Украине 1932-1933 г.г. Библиографический указатель'. В нем - 6000 названий публикаций по этой теме. Думаю, эта книга была бы очень полезна российскому читателю. Мой личный ответ таков: да у Сталина вполне могла быть мотивация. Украина формировалась преимущественно как крестьянская страна, свободолюбие и частная собственность - неразрывные составляющие этой культуры. Все это очень сильно мешало в планах глобального переустройства мира. А поскольку сталинистов средства при выборе цели никогда не смущали, то чтобы упростить задачу, решено было нанести удар по самой строптивой части, поставить людей в такие нечеловеческие условия, когда в ХХ веке в центре Европы возник каннибализм. После этого ужаса, по мнению вождей, Украина уже бы не поднялась, по крайней мере, в прежнем ее виде.

Не понимаю, почему у многих читателей сформировался 'пункт', якобы в геноциде кто-то обвиняет русских. Да нет, в том то и ужас, что сформированная Сталиным и сталинистами команда была интернациональной. И, конечно, был сформирован своеобразный запрос на низменные качества, когда миллионы были вовлечены в доносительство, стукачество, по ночам соседи выходили на улицу и принюхивались, не пахнет ли у соседа из трубы каким-нибудь сваренным сусликом. Было бы колоссальной ошибкой попытаться перевернуть все это и подавать эту ужасную трагедию как межнациональную. Столько заблуждений, я думаю, нагромоздилось и из-за того, что после крушения Советского Союза очень быстро на людей нахлынуло такое количество проблем, что даже не успели осмыслить свое посттоталитарное прошлое, осудить его и раскаяться.

4. Конечно, это применимо к России. Сегодня, 12 апреля, я прочитала в 'Известиях' очень интересное интервью с выдающимся кинорежиссером Отаром Иоселиани, который уже почти четверть века снимает картины во Франции. Корреспондент спросил его, что больше всего радует и печалит мастера, когда он попадает в Москву. Вот, что он ответил: 'Радует, что мы избавились от того, что нас столько лет угнетало. Печалит - что мы не научились жить в цивилизованном мире, одичали. В России исчез тот хрупкий слой мыслящих и бескорыстно работающих людей, который возник в начале ХХ века, а потом развеялся, не успев окрепнуть, - все разъехались или погибли. Это касается интеллигенции, а не дворянства, которое опозорилось во всех частях бывшей Российской империи. НЕ смогло защитить свою страну и не выполнило свой долг. ИЗВЕСТИЯ: 'Есть ли надежда, что в России вновь появятся люди, о которых вы тоскуете? ИОСЕЛИАНИ: 'Быть может, и появятся, но уже не при нас. Нувориши начнут воспитывать своих детей, те получат образование и поймут что к чему. Процесс это долгий, после коммунизма должен пройти не один десяток лет. Нельзя разом избавиться от дурного наследия разбойников, называвшихся большевиками. К сожалению, в России снова возникают имперские страсти. И восстановление герба в виде ощипанного двуглавого орла для меня символизирует кровь, которая была пролита впустую. Реанимация трупа - вот что это такое'.

'А что это означает для конкретных людей, скажем, для учителей, студентов, журналистов?' - спрашиваете вы. . . Это значит, что нужно искать себе подобных по горизонтали и вертикали и объединяться для реализации каких-то позитивных целей. Газета 'День', например, назначала стипендии для особенно талантливых студентов Острожской академии. Кстати, именно той, где в 16 веке впервые была напечатана Библия. Собирала книги и собрала, объединив усилия очень многих людей, для библиотеки, сгоревшей во время одной из предвыборных кампаний, когда там квартировала партийная структура. А библиотека ни много, ни мало родного села родины величайшего украинского философа Григория Сковороды. Таким образом постепенно формировался клуб экспертов 'Дня'. Смею надеяться, понемногу формируется некая среда. По сути, это и есть усилия, без которых невозможно создание гражданского общества. Большое спасибо за интересные вопросы и добрые слова.

Ломка

Алексей Растригин, 22.03.2006 21:02

"Россия зачастую продолжает смотреть (на бытовом и политическом уровнях) на Украину, как 'изменщицу' (синдром постразводного процесса!): мы были вместе, а теперь - нет! Как же так?! А Европа воспринимает нас, как потенциальных нахлебников. Ошибаются и те, и другие. Мы слишком хорошо живем, чтобы просить у Запада. И слишком уважаем Восток, чтобы огрызаться на постоянные российские претензии и обвинения. Мы хотим нормальных партнерских отношений и там и там. Для этого мы и ломаем стереотипы представлений о себе (в собственных глазах тоже). "Ломка - она у наркоманов. Наркотики бывают разные: - сало, если это анекдот; - травка; - власть, полученная по происхождению. Моя мама - Погорелец, дочь закарпатского русина, забритого в Первую Мировую, и полтавчанки. Ее сестры по матери, родились в 24-ом и 26-ом. (успели в 2002 и 2005) В Голодомор спаслись в Ульяновском Нечерноземье, где мама и родилась в 36-ом. Так что вы там вещаете про геноцид, а? Вы будете упорствовать в отношении к Голодомору как целенаправленному действию именно против украинцев? Можете вы сказать, чем именно самоидентификация ляхских холопов (хорошо, цивилизованных европейцев, спокойно относящихся к гомосекам, эвтаназии и разрушению именно православных храмов по всей Европе) лучше самоидентификации малороссов (хорошо, азиатских варваров, по сущему недоразумению взявшихся помогать строить крупнейшую страну мира, к тому же "Охранительницу Православия")? Вы готовы отказать миллионам ныне живущих и их предкам - в родстве? Чем ваша националистическая позиция в отношении к русскому языку отличается от нацизма?

Л.И. На мой взгляд, вы не ждете моих ответов. Похоже, на самом деле вам хотелось выразить себя. Буду знать, чтобы бывает и такое.

Вопросы

Vad, 22.03.2006 21:11 1.

Как считаете, с какой радости в Крыму русские фамилии некие хитрые машины стали менять на украинские? Как Ваша фамилия будет в исконно украинский транскрипции? 2. Я лично ни когда не воспринимал Украину как единую общность. Ведь житель востока страны по языку, привычкам, мировосприятию способу заработать ближе к рядовому россиянину из промышленного центра. Это победители по натуре и хозяин жизни по поведению. Он "гегемон" придумывающий самолеты и ракеты, танки, добывающий уголь, льющий сталь. Великие представители этой Украины били башмаком по трибуне ООН, мутили карибский кризис, организовывали "застой". Они творили великую Историю. "Западенец" же (простите, если обидел жителей западных областей бесспорно одной из крупнейших стран Европы) это обиженный всеми (поляками, венграми, австрийцами, немцами и т.д. и т.п.) мелочный, закомплексованный, житель местечка, для которого мир заканчивается где-то в районе Львова. Вечно замкнутый на свои интересы, гордый своим угнетенным положением, готовый мстить по мелочи, считающий себя истинной в последней инстанции. При этом готовый за гривну заложить душу... Однако он точно знает, что делать (идти в Европу там много платят сантехникам, да и ехать близко) и кто виноват, (ну естественно "москали" ведь они не давали этим гражданам чувствовать себя ущербными). И ОНИ НОСИТЕЛИ ИСТИННОЙ УКРАИННОСТИ. ОНИ ТОЧНО ЗНАЮТ, ЧТО НАДО ВСЕМ УКРАИНЦАМ!!! (Причем это не жить лучше) Из известных (не могу сказать выдающихся "западенцев") на ум приходит только нацистский прихвостень (или все же герой) С. Бандера. Просветите кто еще из "западенцев" известен хотя бы в Европе? 3. В какой части незалежной Ваша газета продается лучше. Запад- Восток.

Л.И. 1. Наша газета, как известно, двуязычная и поскольку выходит каждый день, мы вынуждены частично применять машинный перевод. Иногда бывают курьезы. Конечно же, к избирательной кампании нужно готовиться более тщательно, так как искажение фамилий для людей всегда чувствительно. Но при всем при том не думаю, что стоит делать из этого политику. Это выглядит слишком мелочно.

2. Ваше восприятие очень характерно для многих бывших советских людей. Кстати, если помните, у нас не так давно декларировалось 'единая общность - советский народ'. Не заметили, куда он подевался? На мой взгляд, ценности, которые исповедуют люди, гораздо важнее иллюзорных общностей. И я думаю, что в отстаивании ценностей украинцы востока, юга, запада, центра пройдут процесс внутриукраинской интеграции. Эти ценности - свобода (не только слова, но и дела), взаимное уважение, религиозная терпимость, модернизация и открытость миру.

Ваша попытка сделать особый комплимент одной части Украины выглядит несколько провокативно. На самом деле, на Востоке не только лили сталь и добывали уголь, но и писали свои произведения многие выдающиеся диссиденты и украинские патриоты. Достаточно вспомнить Василя Стуса, погибшего в лагере, Ивана Дзюбу, автора книги 'Интернационализм или русификация?', которая привела к тектоническим сдвигам внутри советской системы, выдающегося современного философа Сергея Крымского. . . Все они выходцы из Донбасса. На Западе Украины свои вольнодумцы, но и Восток им в этом никак не уступает.

Известные западные украинцы:

Бруно Шульц (1892-1942) - родился в Дрогобыче, известный писатель и художник, которого евреи считают своим и поляки - своим.

Станислав Лем, родился во Львове, среди его книжек есть ностальгическая книга, изданная несколько лет тому в Львове - 'Высокий Замок'.

Юрий Кульчицкий, самборчанин, который спас Вену от тат