Россия, продемонстрировавшая свою готовность к использованию энергоносителей в качестве политического оружия, усиливает контроль над поставками в Западную Европу, намереваясь к 2025 г. обеспечивать до 70 процентов потребностей этого региона в газе.
До недавнего времени государства-члены Европейского Союза разделялись на две 'зоны' зависимости от российских газа и нефти. Россия практически обладает монополией на поставки газа и нефти новым членам ЕС, главным образом, бывшим сателлитам СССР. Старая Европа, с другой стороны, менее зависима, но эта зависимость растет.
'Старая Европа стремительно теряет свою независимость. Различия между двумя фактически существующими зонами стираются, причем наихудшим образом', - говорит Владимир Сокор (Vladimir Socor), сотрудник Фонда 'Джеймстаун' (Jamestown Foundation) в области энергетической безопасности, работающий в Мюнхене.
Вчера Сокор заявил в телефонном интервью, что рост спроса в Европе, истощение нефтегазовых месторождений в Северном море и стремление России к приобретению инфраструктуры в европейских странах делают континент все более зависимым от российских поставок.
Януш Бугайский (Janusz Bugajski), старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, заявил в начале апреля на конференции по энергетике в черноморском регионе, что Европейский Союз импортирует около 40 процентов своего природного газа из России. По его прогнозам, через 20 лет эта доля возрастет до 70 процентов.
Он отметил, что российская государственная компания 'Газпром' расширяет свою транспортную сеть на Балканах, в черноморском регионе и Восточной Европе и заявил, что для Украины, Сербии и Молдовы минимизация зависимости от Москвы является императивом.
Европейские лидеры получили тревожный сигнал в январе, когда 'Газпром' неожиданно прервал поставки газа Украине в ходе спора с ней о ценах, сократив вместе с тем поставки в ряд стран ЕС.
Это вызвало резкое порицание России со стороны администрации Буша, поставившей под сомнение ее соответствие роли председателя объединяющей ведущие промышленно развитые страны Группы Восьми, которым она стала на этот год.
Тревога была вновь поднята на этой неделе во время переговоров в Москве с участием послов 25 стран ЕС, когда председатель правления 'Газпрома' сделал заявление, воспринятое как угроза перенаправить российский газ на другие рынки.
'Газпром' 'может стабильно удовлетворять растущий спрос на газ в Европе, - заявил Миллер. - Тем не менее, нельзя забывать, что мы активно осваиваем новые рынки, такие, как Северная Америка и Китай'.
Встреча прошла на фоне сообщений о том, что Британия может попробовать заблокировать последнюю инициативу 'Газпрома' в Западной Европе - попытку приобрести британскую газовую компанию Centrica.
'Россия использует энергию в качестве геополитического инструмента, рычага для продвижения своих геополитических целей и стратегических интересов', - заявляет Сокор, предупреждая, что эта история чревата серьезными стратегическими последствиями для всего Континента.
'Максимизируя энергетическую зависимость Европы, Россия получает финансовые и политические рычаги давления. Она может подорвать солидарность НАТО, создать раскол между Европой с одной стороны и Соединенными Штатами и НАТО - с другой', - заявил он.
Европейские чиновники все более осознают свою уязвимость, но растущий контроль России над транспортными сетями, включая трубопроводы из Центральной Азии, не оставляет им особых альтернатив.
Один из вариантов, обсуждавшихся на конференции о Черном море, предусматривает увеличение объемов закупок газа у поставщиков из каспийского региона и Северной Африки.
Европейские министры энергетики договорились начать вырабатывать общий подход к энергетическим вопросам, наметив публикацию проекта общей политики на лето этого года, а подписание окончательного соглашения - на следующий год.
Сокор считает, что этого недостаточно.
'Все говорят, что зимний кризис [из-за Украины] был звонком будильника, и Европа начинает приступать к действиям. Но она просыпается слишком медленно. Не существует энергетической стратегии Европейского Союза', - говорит он.
Вместо этого, Россия стравливает европейские страны друг с другом, подписывая двусторонние соглашения в энергетической сфере, считает Сокор.
Некоторые надежды возлагаются на проект газопровода 'Набукко' (Nabucco) протяженностью 2 050 миль [3 300 км] и стоимостью 5,55 млрд. долларов, который будет ежегодно поставлять на европейские рынки 25 млрд. кубометров нероссийского газа из каспийского региона и с Ближнего Востока.
Газопровод, проект которого начал разрабатываться в 2002 г., пройдет через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. Его конечной точкой будет австрийский Баумгартен (Baumgarten). Строительство может начаться в 2008 г. и завершиться к 2011 г.
При участии Тома Картера (Tom Carter)