Человек существо странное. Есть такие, которым необходима любовь Родины, а есть те, которым подобные чувства вообще не нужны. Пока, первых встречается больше. . .
В нашей жизни есть множество очень сложных вопросов, в действительности имеющих довольно простые решения. Например, наш основной закон интересен не только тем, что нашло в нем отражение, но и тем, что было вынесено за скобки.
Обращает на себя внимание тот факт, что на первое место в нашей Конституции вынесено государство, призванное обеспечить сохранность эстонской нации и культуры на века. Сегодня эти важные моменты свидетельствуют о своеобразии исторического времени, когда судьба эстонского народа была еще как бы под вопросом. Поэтому за скобки было вынесено отношение к отдельному человеку, личность которого не рассматривалась восстановленным государством как высшая ценность. Получилось, что понятие "народ Эстонии" как бы доминирует над отдельным человеком.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Но свои права человек может реализовать только в том случае, если будет признано его право на свою национальность, культуру и язык. Если создавать в рамках государства новую нацию, совпадающую по своему составу только с гражданами этого государства, то это неизбежно приведет к ущемлению прав человека и прав других народов, что и происходит в нашей стране.
Думаю, что ни у кого не вызовет сомнения утверждение о том, что понятие "государство" и понятие "Родина" не всегда совпадают. Родину не выбирают, а страну проживания можно без проблем поменять. У нас сложилась такая ситуация, при которой граждане Эстонии относятся к государству и к Родине каждый в соответствии со своим национальным менталитетом. С одной стороны, для молодого эстонца понятия "Родина" и "государство" как будто должны совпадать. Но с другой стороны, молодой эстонец, становясь гражданином Европейского союза, начинает терять прочную связь с государством, а Родиной становится то место на земле, где ему хорошо именно сейчас. Очень похоже на то, что их родители, деды и прадеды передали по наследству исторически негативное отношение к государству вообще, сложившееся еще со времен иностранного владычества. Думаю, не случайно в нашем парламенте периодически звучат сожаления, что государство пока еще не стало органичным продолжением эстонского общества.
Давайте посмотрим вокруг, сколько уехало на Запад в поисках заработка или лучшей жизни? Медсестры, врачи, водители автобусов, программисты. . . Уверен, что почти каждый найдет в своем эстонском окружении такие примеры, потому что для эстонцев и уехать легче и вернуться проще.
Если мы говорим о молодых людях неэстонского происхождения, то должны учитывать, что большинство их родителей были воспитаны в уважении к государству. Многие родители застали еще те времена, когда государство настаивало на искренности в этом вопросе. Смешение чувств, выразившееся в нераздельности понятий "государство" и "Родина", на мой взгляд, лучше всего характеризует молодых неэстонцев. Именно поэтому они более уязвимы по части упреков в нелояльности по отношению к государству и нелюбви к Родине.
Молодые неэстонцы, будучи гражданами Эстонии, испытывают острую потребность в чувстве Родины. Скажу более: так как родились в Эстонии, они не знают ни другой Родины, ни другого государства, помимо Эстонии, а про Россию знают лишь по рассказам родителей, из интернета, и телевидения. Вся беда в том, что, проявляя свойственные русской ментальности горячие чувства, молодые люди наталкиваются с одной стороны на упреки чуть ли не в национальном предательстве, а с другой стороны - на подозрения в нелояльности. К сожалению, деление на "наших" и "не очень наших", навешивание унизительных политических ярлыков вроде "пятая колонна" или "дети оккупантов" еще долго будет признаком общества, расколотого по национальному признаку.
Россия всегда влияла и будет влиять на Эстонию и эстонскую государственность. Россия - это наш сосед, которого мы не выбирали. Мы же не можем улететь со своими эмайыги, мульгикапсад и сету пассь куда-нибудь на Луну, впрочем, как и Россия на Марс. . .
Я искренне верю в то, что разные народы могут жить в одном государстве, не смешиваясь, но и не конфликтуя друг с другом. Если это так, то обеспечение на века сохранности эстонской нации и культуры может получить новое, более глубокое содержание. Возможные пути преодоления сложившейся неблагоприятной ситуации для эстонцев и для неэстонцев я вижу не в том, чтобы разъединять народы, составляющие население Эстонской Республики, а в том, чтобы предпринять эффективные меры к их сближению.
К сожалению, сегодня мы видим, что законодательное творчество нашего правительства и парламентских комиссий слишком далеко от подобных решений, направленных на всеобщее благо. Принципы "священных коров" эстонского государства торжествуют, что углубляет раскол общества по национальному признаку.
Андрей Заренков - председатель Конституционной партии (КП)