Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В тот день была прекрасная погода, отвратительный вкус жидкости Люголя и неясная информация о заражении - так вспоминают последние дни апреля 1986 более молодые поляки. Старшие не должны были пить эту жидкость, для профилактики радиоактивного заражения, но с беспокойством смотрели в небо, высматривая радиоактивные облака

26 апреля 1986 года произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Газета 'Дзенник' публикует статью на тему 20 летней годовщины этого события. В тот день была прекрасная погода, отвратительный вкус жидкости Люголя и неясная информация о заражении - так вспоминают последние дни апреля 1986 более молодые поляки. Старшие не должны были пить эту жидкость, для профилактики радиоактивного заражения, но с беспокойством смотрели в небо, высматривая радиоактивные облака.

Власти СССР скрывали факт радиоактивного выброса в атмосферу. Его обнаружили шведы и оповестили об этом весь мир. До Польши радиоактивное облако дошло в ночь с 27 на 28 апреля. 29 апреля Центральный комитет ПОРП принял решение давать детям живущим на севере и востоке Польши жидкость Люголя. В средства массовой информации, которые контролировались цензурой попала скромная информация, что над Польшей прошло радиоактивное облако. Никогда не было подсчитано сколько человек в Польше заболели раком в связи с взрывом в Чернобыле. Историк Института национальной памяти Антони Дудек явно указывает на виновных в том, что поляки были предупреждены. Польшей тогда управлял генерал Ярузельский и за ним было последнее слово, что делать в таком случае.

Пресс- секретарь ЦК ПОРП Ежи Урбан на пресс-конференции не сообщил об опасности и также вместе с Ярузельским отвечает за создавшуюся тогда опасную ситуацию, подчеркивает Антони Дудек. Причина отсутствия информации в том, что власти опасались, что люди будут в массовом порядке сбегать с обязательных первомайских демонстраций, в массовости которых они были заинтересованы, утверждает историк. Профессор Анджей Жеплинский из Хельсинкского фонда по правам человека считает, что в этом случае надлежало бы обвинить всю систему, а не отдельных людей. Он подчеркнул, что в СССР также не было правдивой информации. Михаил Горбачев спустя многие годы признался, что только спустя три дня после чернобыльской катастрофы ЦК направил на Украину чиновников высокого ранга, чтобы они изучили ситуацию. Войцех Ярузельский разъяснил журналисту 'Дзенника', что государственные власти Польши имели слишком мало информации из Советского Союза.

Руководитель Следственного отдела Института национальной памяти профессор Витольд Кулеша почти в ста процентах убежден в том , что в настоящее время никого нельзя обвинить в том, что они скрывали взрыв в Чернобыле, только потому что по закону истек строк давности. В игру входили обвинения в неисполнении обязанностей и действий во вред гражданам.

И.Зм