В 1975 году в предместье города Ленинград, нынешнего Санкт-Петербурга, в критическом состоянии внезапно оказался ядерный реактор чернобыльского типа. Персонал в последний момент смог предотвратить катастрофу. Мы уже в то время находились на волосок оттого, что спустя одиннадцать лет произошло на атомной электростанции в Чернобыле. Сегодня исполняется двадцатая годовщина со дня катастрофы, которая там произошла.
Из той ситуации 1975 года, когда чуть не произошла катастрофа, уроки, очевидно, извлечены не были. Понимание того, что реакторы такого типа ненадежны, что после превышения определенных параметров эксплуатации катастрофы уже не избежать, можно было бы использовать в интересах совершенствования конструкции. Выводы были сделаны только после катастрофы в Чернобыле. 15 ядерных реакторов чернобыльского типа, еще находящиеся сегодня в эксплуатации в России, Литве и на Украине, подверглись с той поры такой модификации, что повторения событий от 26 апреля 1986 года не должно быть. Хотя эти реакторы, конечно, и сегодня не столь надежны, как, например, атомные электростанции, находящиеся в эксплуатации в Германии. Однако если бы в бывшем Советском Союзе было больше прозрачности и открытости, катастрофу в Чернобыле вполне можно было бы предотвратить.
Катастрофа способствовала "гласности" и "перестройке", говорит сегодня сам бывший глава государства Михаил Горбачев. Однако первоначально делалась попытка держать крупнейшую катастрофу на атомной электростанции в тайне. Но это не удалось. Выброшенные в атмосферу в Чернобыле радиоактивные изотопы принесли известие о катастрофе на реакторе на Запад, минуя все государственные границы. Атомы стали словно агентами. 28 апреля 1986 года они зафиксировали на датчиках шведских атомных электростанций сообщение о том, что произошло в Восточной Европе. Только после этого Москва была вынуждена признаться в катастрофе на атомной электростанции в Чернобыле.
Однако, хуже, чем опоздание с оповещением, было то, что населению, подвергшемуся радиоактивному облучению, стали выдавать йодистые таблетки не сразу. Эксперты единодушны в том, что в ином случае позднее можно было бы предотвратить многочисленные случаи заболевания раком щитовидной железы. Многим людям стало понятно, что для их государства важнее держать все в секрете, чем здоровье граждан. Это привело к значительной утрате доверия, что, без сомнения, сыграло роль в тех политических процессах, которые привели к распаду Советского Союза. Между катастрофой в Чернобыле и падением Берлинской стены три года спустя наверняка не было никакой причинной связи. Однако отвлеченно можно рассуждать и о том, а не ускорили ли события в Чернобыле и воссоединение Германии.
Более отчетливой является взаимозависимость между катастрофой и особым путем Германии в плане отказа от использования атомной энергии. Если мыслить глобально, то Чернобыль никак не повлиял на тенденцию, связанную с использованием ядерной энергии. В настоящее время в 31 государстве мира эксплуатируются 444 атомные электростанции. 23 атомные электростанции находятся на стадии строительства, еще 38 реакторных блоков планируется построить к 2020 году. Даже Украина, находящаяся в сильной зависимости от импорта газа, объявила о намерении строить новые атомные электростанции. Правда, эксплуатация атомных электростанций всегда связана с риском. Но не использовать атомные электростанции - в период, когда месторождения нефти на планете истощаются, и происходит глобальное изменение климата, - тоже рискованно. В данном случае Германии тоже следовало бы трезво поискать самое лучшее сочетание рисков.
При этом не следует руководствоваться количеством жертв, которые приписывают катастрофе в Чернобыле. Статистические данные разных учреждений настолько отличаются друг от друга, что начинаешь думать, по меньшей мере, о намерении сфальсифицировать их.
Во всяком случае, спор по поводу количества жертв с точки зрения будущей роли атомной энергии в Германии бесполезен. Чернобыль напоминает и без того нестабильный в аэродинамическом отношении самолет, пилоты которого во время полета отключают один за другим двигатели. После падения бывают погибшие. Можно спорить о том, сколько было пассажиров в самолете. Но нужно ли в зависимости от этого количества запрещать все полеты?