Москва, 25 апреля. Всего пару лет назад крупные энергетические компании России почти не отваживались действовать вне территории бывшего Советского Союза. В наши дни они пытаются заниматься махинациями в глобальном масштабе, обменивая паи в своих гигантских нефтяных и газовых месторождениях на паи в портах, трубопроводных системах и сетях автозаправочных станций (АЗС) по всему миру.
Менеджеры из Китая, Израиля и Индии выстраиваются в очередь перед штаб-квартирой "Газпрома", надеясь на кусочек российских запасов природного газа.
Но счета этой компании - и, если на то пошло, счета правительства России - уже переполнены нефтедолларами. А поэтому российское правительство и операторы нефти и природного газа хотят меняться на что-нибудь еще: они хотят выстроить крупные сети розничной торговли, чтобы напрямую выходить на потребителей в Соединенных Штатах, Европе и Китае.
Уже просочились сведения о планах российского государства и частных компаний по обмену паев в российских проектах добычи нефти и природного газа на роль в зарубежном расширении.
В Москве идут переговоры о двух крупных энергетических сделках. "Газпром" стремится обменять доступ к своим российским газовым резервам на возможность участвовать в строительстве или получить пай в терминалах сжиженного природного газа в США. А государственная нефтяная компания "Роснефть" хочет построить сеть АЗС в Китае.
В этих сделках аналитики усматривают более значительные амбиции России как центра силы на мировых энергетических рынках, который способен диктовать условия таким компаниям, как "Chevron" или BP, и имеет возможность продавать энергоносители непосредственно потребителям в Соединенных Штатах. Российские резервы сырой нефти являются крупнейшими за пределами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), если не считать в качестве нефтяных резервов нефтяные пески Канады, а российские резервы природного газа являются крупнейшими в мире.
"Настроения таковы, что в России снова наступило утро, - сказал о российских нефтяных и газовых компаниях в телефонном интервью старший аналитик компании "Cambridge Energy Research Associates" Тейн Густафсон (Thane Gustafson). - Она гордо сидит в седле. И что это там держат в руках россияне, как козырную карту? У них есть энергетические ресурсы и выгодное географическое положение".
Штокмановское газовое месторождение в 550 км к северу от Мурманска на Баренцевом море удобно расположено для экспорта газа на Восточное побережье США; ожидается, что оно станет объектом крупнейшей энергетической сделки в России в этом году. "Газпром" завершает процесс выбора партнеров; он заявил, что объявит их на этой неделе, но отложил объявление. В любом случае, вход не будет дешевым: первоначальные инвестиции в этот проект, вероятно, превысят 10 млрд. долл. США.
Призом станет миноритарный пай в месторождении, содержащем 3,6 трлн. кубометров природного газа, что в 7 раз превышает ежегодный объем потребления газа странами Европейского Союза (ЕС).
В сентябре прошлого года "Газпром" обнародовал короткий список возможных партнеров, в который вошли американские компании "Chevron" и "ConocoPhillips", норвежские компании "Norsk Hydro" и "Statoil", а также французская компания "Total". Но переговоры, как заявляют участвующих в них банкиры и менеджеры энергетических компаний, затрагивают не только деньги. Одной из главных целей "Газпрома" является использование расположенных на российской земле резервов для поднятия своего международного престижа.
Например, агентство новостей "Reuters" сообщило, что компания "Total", у которой, по мнению специалистов, мало шансов выиграть в этом конкурсе, предложила отдать "Газпрому" свой пай в Норвежском шельфовом месторождении и проплаченные права на часть емкости хранилищ терминала сжиженного газа "Сабин-Пасс" (Sabine Pass), в Камерон Пэриш (Cameron Parish), штат Луизиана, в обмен на право участвовать в проекте освоения Штокмановского месторождения.
Амбициозные планы "Газпрома" по расширению своих операций на заморские территории имеют политические, равно как и коммерческие аспекты, а поэтому не удивительно, что российские официальные лица одобряют стратегию взаимности "Газпрома", когда он пытается расширить свои операции на Европу и даже на США и Азию. Ведь, в конце концов, западные компании вот уже целое десятилетие делают попытки выйти на российский рынок.
В коммерческом плане, "Газпром" мог бы увеличить свои прибыли, продавая газ в розницу, а не только оптом. Согласно исследованию компании "Goldman Sachs", в Европе розничные цены варьируют в диапазоне коэффициента 1,9 к оптовой цене во Франции до коэффициента 6,7 - в Дании. Розничные цены выше, разумеется, по той причине, что они должны покрывать дополнительные расходы на строительство и эксплуатацию распределительных сетей. Доходы "Газпрома" от оптовой торговли в Европе в прошлом году превысили 25 млрд. долл. США.
По словам одного американского банкира, присутствовавшего на переговорах между "Газпромом" и компанией "Chevron", "Газпром" аналогичным образом подталкивает американские компании к тому, чтобы те помогли России обеспечить доступ к американским газораспределительным сетям для последующего экспорта газа Штокмановского месторождения.
Это может оказаться деликатной задачей после того, как Конгресс США не так давно прохладно отнесся к ближневосточным и китайским зарубежным инвесторам. Не состоялись две важные сделки с иностранными компаниями, пытавшимися купить американские активы. Китайская государственная нефтяная корпорация "The China National Offshore Oil Corporation" отозвала свою заявку на покупку акций базирующейся в Калифорнии нефтяной компании "Unocal", а нефтяная компания Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) "DP World of Dubai" отказалась от попыток приобрести паи в портовых терминалах США. "Газпром", быть может, питает надежды на то, что его американский партнер сможет облегчить ему проникновение в Соединенные Штаты.
В самом деле, аналитики говорят, что нежелание - или неспособность - американских партнеров помочь "Газпрому" выйти на американский рынок, возможно, сдерживает прогресс на переговорах. "Chevron", "ConocoPhillips" и "Газпром" от комментариев воздержались.
Как свидетельство заинтересованности в крупной энергетической сделке высших правительственных кругов, американский посол в России Уильям Бернс (William J. Burns) на прошлой неделе имел встречу с генеральным директором "Газпрома" Алексеем Миллером.
В ходе аналогичной дискуссии г-н Миллер в ту же неделю встретился с послами стран ЕС в Москве и предостерег их, что попытки помешать расширению операций "Газпрома" на Европу только лишь вынудят его компанию повернуться лицом к страстно желающим покупателям в Азии.
"Попытки ограничить деятельность 'Газпрома' на европейском рынке и политизировать вопросы поставок газа, которые в действительности являются абсолютно экономическими, к добру не приведут", - сказано в заявлении для прессы "Газпрома", опубликованном после этой встречи.
"Главный экономист московского банка "MДM-Банк" Питер Вестин (Peter Westin) сказал: "Это, возможно, спорный вопрос, но недавние примеры в США заставляют считать Россию не такой уж и плохой в том, что касается экономического протекционизма".
Другой ожидаемой с нетерпением в этом году энергетической сделкой является первоначальное открытое предложение акций "Роснефти". По свидетельству аналитика нефтегазовых проблем московской брокерской компании "УралСиб" Алексея Кормчикова, "Роснефть" также ведет переговоры с китайскими компаниями об открытии в Китае сети АЗС в обмен на 5-10% своих акций.
Этот шаг позволил бы облегчить выход "Роснефти" в Китай, что обеспечило бы ей покупателя российских энергоресурсов за пределами Европы и США. Рыночная капитализация "Роснефти" составляет около 60 млрд. долл., что делает стоимость ожидаемой китайской доли равной приблизительно 3-6 млрд. долл.
Крупные глобальные обмены акциями имеют прецедент в недавних сделках. В 2004 году стратегическое партнерство российской компании "Лукойл" с "ConocoPhillips", третьим по величине после "Exxon Mobil" и "Chevron" американским нефтяным оператором, обеспечило "ConocoPhillips" доступ к резервам на Крайнем Севере России и доступ к частному терминалу на побережье Северного Ледовитого океана, в Заливе Варандей.
"ConocoPhillips", в свою очередь, согласилась оказать компании "Лукойл" содействие в сохранении соглашения о разделе продукции огромного месторождения Западная Курна-2 в Ираке. "Лукойл" на этой неделе заявила, что удовлетворена этим партнерством и полагает, что вскоре будет заключено окончательное соглашение с иракскими властями, гарантирующее компании контроль над месторождением вблизи города Басра.