В Томске может похолодать. На улице - само собой, так как весной в Сибири тропической жары не бывает. Но также и в помещении, где сегодня и завтра состоятся ежегодные российско-германские консультации между Ангелой Меркель и Владимиром Путиным. Безусловно, грозы никто не ждет. Наоборот, ожидается подписание ряда коммерческих соглашений, которые расцениваются обеими сторонами как еще одно подтверждение двухстороннего 'стратегического партнерства'. Но, с другой стороны, отношения между президентом и канцлером не отличаются той теплотой, которая ощущалась во времена Герхарда Шредера. Ну и, конечно же, не стоит забывать об обеспокоенности, которую вызвал в Европе российский энергетический гигант 'Газпром', когда напомнил, что она вряд ли обойдется без его поставок энергоносителей.
'Объявление новой холодной войны'
Председатель правления 'Газпрома' Алексей Миллер недвусмысленно объяснил послам двадцати пяти европейских стран, что если ЕС будет мешать его планам экспансии на европейские рынки, его компания может запросто начать поставки другим клиентам в Азии и Соединенных Штатах.
Реакция берлинского правительства была взвешенной. Представитель правительства заметил, что 'угрозы' вряд ли будут способствовать развитию 'партнерских отношений'. Элмар Брок (Elmar Brok), депутат от ХДС в Европарламенте был более прямолинеен и решительно осудил 'объявление новой холодной войны, ведущейся новыми способами'. На этой неделе Семен Вайншток, президент 'Транснефти', российской монополии в области трубопроводного транспорта, внес свою лепту, предложив сократить экспорт нефти в Европу для повышения цен.
Москву настойчиво просят ратифицировать Европейскую энергетическую хартию
Германия является главным торговым партнером России, которая удовлетворяет ее потребности в нефти на 29% и в газе на 36%. Руководство Германии уже испытало шок, когда в качестве предупреждения Москва в начале этого года ненадолго перекрыла газовый вентиль Украине. Долгосрочная стратегия 'Газпрома' нацелена на получение прямого выхода в газораспределительные сети Европы, что позволит ей стать не простым поставщиком сырья, а более влиятельной и богатой компанией. 'Wintershall', дочерняя компания мирового химического гиганта 'BASF', может подписать в Томске соглашение, увеличивающее ее долю в проекте освоения газового месторождения Южно-Русское до 35%.
Взамен, 'Газпром' увеличит свою долю участия в совместном предприятии 'Wingas', которое присутствует на рынках Германии, Франции, Бельгии, Австрии и Чехии. Немецкая компания 'E.ON', которая тоже питает надежду стать одним из разработчиков этого месторождения, предлагает 'Газпрому' доступ в свою сеть филиалов в Восточной Европе. Зато правительство Великобритании собирается помешать планам 'Газпрома' по поглощению 'Centrica', самой крупной газораспределительной компании страны, потому что это означает открытие своего рынка для России.
Что касается Ангелы Меркель, то она решает подобные проблемы, руководствуясь одним принципом - интересами предприятий. Михаэль Глос (Michael Glos), министр экономики Германии, не видит особой разницы между поглощением одним предприятием другого внутри ЕС и покупкой этого предприятия такой компанией, как 'Газпром', которая не должна соблюдать правила, действующие на внутреннем рынке. Энергетика является для Германии основным вектором ее внешней политики, поэтому она еще раз попытается убедить Москву подписать европейскую хартию. Скорее всего, успеха Германия не добьется, так как это положит конец монополии 'Газпрома'. Обсуждая политические вопросы со своим российским коллегой, Ангела Меркель, с одной стороны, должна будет соблюдать осторожность, а, с другой стороны, не обходить стороной нелицеприятные темы, как это делал ее предшественник. Федеральный канцлер прекрасно понимает, что ей понадобится вес Владимира Путина на политической арене, если Запад захочет заставить Иран раскаиваться в том, что он начал свою ядерную программу