Федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) успешно завершила ряд положенных в связи с ее новым назначением зарубежных визитов. Сегодня на германо-российских консультациях в Томске перед ней стоит более сложная задача. Во время встречи с президентом Владимиром Путиным она обязана наметить пути дальнейшего сотрудничества между Германией и Россией. Причем определить, где должна пролегать грань между дружбой и дистанцированием, трудно.
Задача сложна также по той причине, что Россия в последние годы изменилась. Для первых лет правления Путина для России была характерна неуверенность. Шум, раздававшийся из Москвы, воспринимался так, будто она тем самым компенсирует утрату значения бывшей сверхдержавы. Самую большую тревогу на Западе вызывало, в конечном счете, то, что страна может стать в результате разочарования агрессивной.
Времена изменились. Экономический подъем, политическая стабилизация и растущее влияние страны как поставщика энергоносителей привели в России к появлению нового чувства собственного достоинства. Претензии на более активную роль в мировой политике становятся сегодня более сдержанными, но и более продвинутыми. Москва хочет участвовать в урегулировании конфликтов на Балканах, Ближнем Востоке и конфликта с Ираном. И на этот раз за претензиями стоит реальная сила. Не зря США и ЕС отводят России в иранском споре главную роль в поиске компромисса.
В этом дилемма Меркель. С одной стороны, она должна добиваться сотрудничества с Россией, поскольку без Москвы невозможно урегулировать ни один крупный конфликт. Россия к тому же вторая ядерная держава, она имеет право вето в Совете Безопасности ООН и обладает растущей мощью как поставщик энергоносителей. Без России, это понял еще ее предшественник Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), стабильности в Европе не будет.
С другой стороны, возрастает давление с тем, чтобы дать российской стороне понять, что страна, с точки зрения демократий Запада, развивается в неверном направлении. Впечатление, что Россия двигается в направлении авторитарного государства, на Путина пока никак не повлияло.
При этом проблема Меркель заключается в том, что давление на нее оказывают с разных сторон. В США становится все больше голосов в поддержку более жесткой позиции по отношению к России - далеко не из бескорыстных интересов. Сверхдержава справедливо опасается, что усиление Китая и России ограничит ее собственную свободу действий. Но именно Германия не заинтересована в изоляции России.
К этому следует добавить наивный взгляд на мир именно в Германии. Возмущение в немецких средствах массовой информации начинается уже тогда, когда Россия ведет себя как великая держава. При этом страна - в отличие от Германии - таковой и является. Предположение, будто за тем, что Москва не соглашается с нашими представлениями, стоят просто свои собственные интересы или убеждения, абсурдно. Другие великие поступают так же.
Вместо того чтобы становиться жертвой глубоко сидящего страха перед "русской угрозой", о Москве судить лучше по ее реальным делам. При этом внешнеполитический итог последних месяцев выглядит не так уж плохо. Ростки демократии на Украине и в Грузии - вопреки опасениям - не растоптаны. А налаживание Россией контактов с ХАМАС или неприятие ею предоставления независимости Косово можно считать ошибкой. Но ведь и американские и европейские подходы к проблеме выглядят не более убедительными.
Противоречивой, однако, кажется российская политика в отношении Ирана. Москва, в частности, подчеркивает, что никогда не согласится с тем, чтобы Иран стал ядерной державой. Но одновременно страна поставляет Тегерану зенитно-ракетные комплексы. Такая противоречивость вызывает недоверие.
То есть, Меркель должна найти правильный баланс. Нет смысла грозить Москве пальцем, стараясь произвести на нее впечатление. Полезнее было бы решительно указать, как это бывает среди партнеров, на то, что российское правительство своими противоречивыми действиями вредит самому себе. В конце концов, России необходимо сотрудничество с европейцами в той же мере, что и европейцам.
Москва, прежде всего, не должна создавать впечатление двойной игры. А российские политики и компании должны обращать внимание на правильный тон. Недостаточно неприятной ссылки на то, что имели в виду под собой высказывания, например, по поводу снабжения газом, - главное, как они были восприняты. То, что для одних - простая констатация фактов, для других - тут же становится угрозой. США это тоже порой не учитывают. Ссылка на это могла бы оказаться полезной в Томске.