В президентстве Джорджа Буша (George W. Bush) наступил критический момент.
Перед ним стоят трудные задачи как внутри страны, так и на внешнеполитической арене. Какие-то из них могут быть решены умелой дипломатией и политикой. Другие, возможно, находятся вне его контроля и события будут развиваться сами собой.
Внутри страны он должен решить очень противоречивый вопрос нелегальной иммиграции. Его обещание решить проблемы системы социального обеспечения еще звучит в воздухе, как уже вырисовываются проблемы здравоохранения, будущее финансирование которого представляется еще более проблематичным, чем финансирование социального обеспечения. Все эти три вопроса имеют большое значение для будущих поколений и требуют искусного государственного управления. Вместе с тем они представляют собой немалую политическую опасность для президента, партии которого в этом году предстоит участвовать в промежуточных выборах, чьи рейтинги, согласно результатам опросов общественного мнения, падают, и противник которого - демократическая оппозиция - считает, что республиканцы в настоящее время уязвимы. Помимо всего этого, электорат недоволен ростом цен на бензин.
Если каким-то чудом в ближайшие 4-5 месяцев Соединенные Штаты смогут поймать Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), добиться достаточной стабильности в Ираке, которая позволим начать вывод из этой страны значительного количества американских военнослужащих, и понизить цены на бензин на внутреннем рынке, то президент и его сторонники-республиканцы будут на коне. Однако вероятность того, что все эти три события произойдут в указанный промежуток времени, весьма мала.
Ирак представляет собой самую серьезную внешнеполитическую проблему, стоящую перед американским президентом. Назначение на прошлой неделе на пост премьер-министра Ирака Джавада аль-Малики (Jawad al-Maliki), шиитского политика, который во время авторитарного правления Саддама Хусейна (Saddam Hussein) 20 лет провел в изгнании, судя по всему, ослабило давний тянущийся политический кризис. Открыт путь для формирования правительства и утверждения конституции. Это правительство должно завоевать доверие курдов и суннитов, а также большинства шиитов, и восстановить иракскую инфраструктуру, которая в настоящее время не может обеспечить даже бесперебойное снабжение электричеством и водой. Более того, правительству придется действовать в условиях, когда террористы будут пытаться сместить его.
Во всех остальных частях светы мы увидим скорее оборонительную, чем наступательную политику. Такая держава, как Соединенные Штаты, имеющая интересы и обязательства по всему миру, должна иметь планы применения вооруженных сил в чрезвычайных обстоятельствах. Однако имеются все признаки того, что в настоящее время делается акцент на дипломатию и на союзы со странами, с которыми у США имеются общие интересы.
Состоявшийся на прошлой неделе визит президента Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) в США является примером подобной стратегии "неконфронтации". Г-н Ху возглавляет коммунистический режим, который перенял многие черты свободной рыночной экономики с целью превращения Китая в экономически развитую державу. Президент Буш в Вашингтоне говорил о недовольстве Соединенных Штатов нарушениями прав человека в Китае, в то время как американские бизнесмены в Сиэтле, рассчитывающие на обширные китайские рынки, обхаживали г-на Ху. Американский президент обозначил прохладное отношение к китайской системе управления, однако признал важность Китая как торгового партнера и его полезность как посредника в переговорах с Северной Кореей и Ираном - двумя странами, ядерные амбиции которых вызывают беспокойство Запада. Другими словами, сохраняйте статус-кво и не раскачивайте лодку.
Стремясь ослабить растущее влияние Китая в Азии, президент недавно побывал с визитом в Индии, чтобы влить свежую струю в отношения, которые последние годы шли ни шатко, ни валко. Как и Китай, Индия является быстрорастущей и важной экономической державой, хотя и с несовершенной демократической системой правления. Заигрывание г-на Буша с Индией включало в себя и помощь в развитии ядерной энергетики этой страны, и даже согласие с ее программой создания ядерного оружия - вызывающей возражения некоторых представителей Конгресса.
Буш не оказал такой же поддержки ядерной программе соседнего Пакистана, что вызвало некоторую напряженность в пакистано-американских отношениях. Пакистан является близким союзником США в войне с террором, за что Америка ему благодарна. Однако с его стороны было необдуманным поступком экспортировать ядерные материалы и знания в страны, находящиеся в черном списке Соединенных Штатов, что Америке не понравилось.
Другой проблемной страной, в отношениях с которой США придерживаются политики "нераскачивания лодки", является Россия. Во время своего второго президентского срока Владимир Путин вызвал разочарование, ведя Россию новым авторитарным курсом и оказывая помощь государствам-изгоям, таким как Иран. Однако Буш недавно сказал: "Я не отказался от России". Он считает, что даже прохладные отношения с Россией более полезны, чем враждебные.
В хрупкий момент своего президентства президент ведет себя осторожно как с друзьями, так и с противниками.