Власти игнорируют преступления против представителей иных национальностей и не осуждают нападения
Революция в России окрашивается в черное. Только за последнюю неделю в самом центре Москвы был заколот ножами армянский юноша, таджикский студент был смертельно ранен на окраине, в северном конце города, а молодой индиец чудом сбежал от нападающих на улицах Петербурга. Если посмотреть на хронику городских происшествий за последние месяцы, ситуация усугубится: нападение на группу подростков-рэпперов в Нижнем Новгороде 20 марта, рейд против группы кавказцев в Саратове 12 февраля, нападение на двух тайских юношей в Екатеринбурге 9 января, убийство студента из Перу в Воронеже незадолго до Рождества, засада, организованная на израильского дипломата в Петербурге в октябре, раненый африканец в университете Ростова-на-Дону и избиение молодых мусульман в Москве в том же месяце. Баланс окрашивается в черные траурные цвета: 45 убийств и сотни нападения с начала 2005 года - и в те же черные цвета окрашены флаги, которые развеваются на улицах российских городов и в Интернете после каждого нанесенного удара. 'Число нацистов-скинхедов в России продолжает расти, и власти, похоже, ничего не делают, чтобы их остановить', - заявляет Александр Тарасов, преподаватель Московского университета и специалист по экстремистским движениям.
'В городе скинхедов нет', - заверил глава московской полиции Владимир Пронин после публикации отчета ассоциаций защитников прав человека, которые, напротив того, насчитали их на просторах Российской Федерации 50 тысяч. 'Речь идет об эпизодических проявлениях агрессии, направленных против людей различных национальностей'. Слова Пронина немедленно рикошетом отозвались на сайте оппозиции www.antifa.ru: 'Какие там нацисты, они марсиане', - гласила подпись к карикатуре, на которой был изображен начальник ГУВД. Рядом был помещен снимок, сделанный в Москве: не менее сотни бритых голов, руки вскинуты в нацистском приветствии, идет манифестация. 'Сегодня в России насчитывается не менее 60 тысяч наци-скинов, из них 5,5 тысяч - в Москве, - утверждает Тарасов. - Пронин прекрасно это знает, но, по всей видимости, он получил сверху указания сместить внимание общественного мнения от крайне-правых группировок к крайне-левым'.
Причины, по которым этот феномен получает все большее распространение, - те же, что и на Западе: поколенческая озлобленность, безработица, деградация окраин, жизнь, все в большей степени протекающая на улицах, и во все меньшей степени - в школе. Бросающееся в глаза безразличие российских властей по отношению к преступлениям, жертвами которых становятся иностранцы, и в особенности кавказцы и граждане бывших советских республик, никак не способствуют созданию надлежащего климата, в котором могли бы быть осуждены виновные в нацистских нападениях. После падения крыши на Бауманском рынке, когда погибло 63 человека (азербайджанцы, грузины, таджики и узбеки), мэр Лужков не счел необходимым объявить траур, в отличие от того раза, когда обрушилась крыша аквапарка, год назад. Почему? 'Среди жертв не было российских граждан, и у большинства из них не было необходимых документов', - спокойно объясняет официальный представитель городской администрации.
Западные социологи, столкнувшиеся с проблемой нацизма, утверждают, что единственное оружие тут - образование и последовательное уголовное преследование организованных группировок. Но с российской вариацией наци-скинов может произойти по-другому. 'Это миф, созданный журналистами, речь идет об обыкновенной мелкой преступности', - уверяет Сергей Жеребин, глава московского Отдела криминальных расследований. Как утверждают некоторые ассоциации борцов за права человека, столь упорное отрицание этого феномена объясняется желанием привлечь эти силы к проправительственным молодежным движениям более ортодоксального свойства. 'Движение 'Наши' (молодежь, поддерживающая Путина - прим. авт.) черпает своих участников из крайне-правых движений. Они опираются на чувство национальной гордости, на презрение к кавказцам и на широко распространенный антисемитизм, чтобы набирать последователей', - объясняет представитель Human Right Watch. Не для того, чтобы отправлять их в рейды и заставлять участвовать в ночных драках, но чтобы увеличивать число участников манифестаций в поддержку правительства всякий раз, когда левая молодежь - от анархистов-революционеров Эдуарда Лимонов до 'Яблока' или 'Идущих без Путина' - старается привлечь внимание общественного мнения к проблемам прав или гражданских свобод.
Подтверждением служит учрежденный недавно Комитет политической информации, контролируемый непосредственно из Кремля и имеющий своей целью дать членам 'Наших' минимальное гражданское образование. 'Они слишком невежественны', - заявил некогда Глеб Павловский, кремлевский политтехнолог. По программе летних лагерей, которые начали устраиваться прошлым летом, молодые люди посещали уроки истории, занимались гимнастикой и придерживались жесткого режима, полностью исключавшего алкоголь. Но остальные - те, кого еще не привлекли к новому государственному обучению и кто пока остается на улице, продолжают ввязываться в драки в городах России.
----------------------------------------------------
Молодые славяне мечтают об СС
Первые наци-скинхеды появились в России в начале 90-х годов одновременно с другими молодежными субкультурами западного происхождения - такими, как хиппи, панки и байкеры. В 1992 году, согласно данным российского министерства внутренних дел, в Москве их было около десятка, а в Петербурге - пять. Сегодня речь идет о почти 90 организациях, действующих в крупнейших городах России: 'Скин-легион', 'Кровь и честь Россия', 'Объединенные бригады 88', 'Русский кулак', 'Ярославские белые медведи'; есть даже женская нацистская группировка под названием 'Женщины России'. Самые радикальные из них - члены 'Славянского союза', более известные как 'СС-Москва'. На своем сайте они объясняют, где и как достать оружие, и составляют списки наиболее ненавистных этнических групп и религий. Первое место занимают кавказцы ('Долой черножопых из русских городов!'), за ними следуют азиаты, китайцы, евреи и цветные. Директор российского Фонда 'Холокост' Алла Гербер считает, что имеет место опасная динамика: 'От националистических лозунгов и пропаганды, направленной против иностранцев, происходит быстрый переход к призывам взяться за оружие и открытому подстрекательству к городскому терроризму'.
____________________________________________________________
Из России с ненавистью ("Time Europe", США)