Сэр!
Ратификация Энергетической хартии Россией могла бы значительно укрепить международную энергетическую безопасность. Однако не обязательно, что это будет так, по причинам, изложенным вами в специальном репортаже о России от 21 апреля с.г.
В частности, не соответствует действительности то, что эта Хартия "не позволит странам в одностороннем порядке приостанавливать поставки газа из-за ценовых разногласий". Если прекращение поставок будет признано нарушением существующего договора о поставках, то Хартия не заменит собой меры, предусмотренные самим договором, а также не повлияет на ход новых переговоров о поставках.
На самом деле Хартия является средством защиты инвестиций в энергетический сектор, подталкивает к более эффективному использованию энергии, и обеспечивает надежные поставки энергоресурсов через многочисленные национальные границы. Она обеспечивает это на основании обязательных правил, составленных в результате консенсуса группы из 51 европейских и азиатских стран, в число которых входят производители, транзитные страны и потребители энергоресурсов. Прекращение или сокращение обговоренных договорами транзитных потоков энергоресурсов, отсутствие сотрудничества в сфере транзита энергоресурсов противоречат духу и букве Хартии и могут расследоваться в соответствии с предусмотренными Хартией механизмами для разрешения возникших разногласий.
Как подписавшая сторона, Россия согласилась выполнять Хартию на временной основе, однако по международному законодательству это означает появление некоторой неопределенности в отношении прав и обязанностей России. Эту неопределенность можно устранить ратификацией Хартии, однако для ускорения процесса ратификации еще необходимо проделать некоторую работу, добавив нормы, касающиеся вопросов транзита, и улучшив осведомленность России и любых других стран о сфере действия Хартии и налагаемых ею обязательствах.
Энергетическая безопасность занимает важное место в политической повестке дня, и не похоже, что энергетический бизнес когда-нибудь будет отделен от политики. Вместе с тем было бы реалистичным ожидать, что правительства увидят дополнительные интересы в энергетическом секторе и согласятся принять некоторые общие "правила игры".
Вот почему я уверен, что ратификация будет правильным шагом для России - видимым и значимым сигналом для инвесторов и импортеров о приверженности России энергетическому сотрудничеству, основанному на общих принципах и ценностях.
Андре Мернье, Генеральный секретарь Секретариата Энергетической Хартии, Брюссель, Бельгия