Страны, богатые энергоносителями, не успевают считать барыши, а их лидеры ломают головы, придумывая способы пустить по ветру подскочившие до небес налоговые поступления. Ближний Восток буквально купается в нефтедолларах, в странах Латинской Америки и Карибского государственные 'закрома' переполнены деньгами от экспорта нефти, кофе и меди, богатые сырьем страны Тропической Африки получают столь нужные им финансовые вливания. Австралия переживает настоящий сырьевой бум; биржевые котировки выросли до рекордного уровня.
Взрывной рост мировых цен на нефть, газ, недрагоценные металлы и сельхозпродукцию порождает прогнозы о том, что сырьевой 'супербум' продлится чуть ли не два десятка лет. Нынешний подъем, естественно, сопровождается всеми обычными плюсами и минусами, но перед политическим руководством стран-экспортеров встает и новая проблема, связанная с главной движущей силой оживления на сырьевых рынках. Конечно, цены подталкивают вверх и такие факторы, как низкий уровень реальных процентных ставок и беспокойство относительно стабильности поставок, но самую важную роль играет, пожалуй, растущий спрос на сырье в Китае.
Возьмем хотя бы металлы и минералы. В прошлом году на долю Китая пришлось 50% от общемирового потребления угля в металлургии, более 40% потребления угля для отопительных нужд, а также железной руды, и более 20% потребления стали, алюминия, меди и цинка. Этот рост спроса, подстегиваемый быстрой индустриализацией и урбанизации, превратил Китай в один из главных источников влияния на сырьевые цены.
Сегодня никто не станет спорить с тем, что растущий экономический вес Китая создает нечто вроде 'гравитационного поля', притягивающего соседние страны, меняет характер торговых потоков и институтов в регионе. Одним из результатов этого неутолимого аппетита на сырье стал тот факт, что Китай втягивает в свою экономическую и политическую орбиту даже страны, расположенные весьма далеко от его границ. Он бурно развивает двусторонние торговые связи со странами-экспортерами сырья во всех регионах мира: китайские компании вкладывают капиталы в экономику Судана, Анголы и Нигерии; для Чили, Перу, Аргентины и Бразилии эта страна сегодня превратилась в один из важных рынков сбыта.
Кончено, в финансовом отношении кормить голодного 'дракона' - дело весьма прибыльное, но в условиях сырьевого бума этот процесс вносит в макроэкономическую политику новые элементы дипломатического и стратегического порядка. И в этом смысле весьма характерен пример Австралии - крупной страны-экспортера сырья и одной из ближайших союзниц США: он наглядно демонстрирует как преимущества, связанные с расширением экономических связей с Пекином, так и проблемы, возникающие на этом пути.
Позитивная сторона 'медали' выглядит впечатляюще. Китай сегодня занимает второе место по объему товарооборота с Австралией, а тот факт, что в экономическом отношении эти страны удачно 'дополняют' друг друга, позволяет австралийцам извлекать немалые доходы из экономического бума в КНР. Рост спроса приводит к повышению цен на экспортируемое Австралией сырье, а импорт из Китая позволяет удерживать цены на зарубежные промышленные товары на низком уровне. Индекс сырьевых цен Резервного банка Австралии никогда не был так высок; товарооборот страны увеличивается темпами, невиданными с начала 1970-х гг.
Увеличение доходов способствует самому длительному экономическому росту в истории Австралии (он продолжается уже 15 лет), повышению котировок акций и сокращению безработицы - сегодня она находится на самом низком уровне за последние три десятилетия. Однако тот же самый взаимодополняющий характер народного хозяйства двух стран приводит к тому, что благосостояние Австралии все больше зависит от северного партнера. Конечно, 'страна-счастливчик' уже не первый раз добивается процветания, оседлав волну регионального экономического бума. Ранее катализатором роста в Австралии служил экономический взлет в Японии и Южной Кореи. Однако в ее экономических отношениях с Токио и Сеулом не было столь ярко выраженного стратегического аспекта, как в развитии торговых связей с Пекином. Япония и Южная Корея, подобно самой Австралии - союзники США; к тому же обе эти страны не могли реально претендовать на статус сверхдержавы. В этом отношении Китай - их диаметральная противоположность, причем Пекин напрямую увязывает свои экономические контакты с общими стратегическими задачами.
Характерным примером в этом смысле стали события прошлого месяца, когда Китай прибег к жесткой тактике на переговорах о договорной цене на железную руду. Сообщается, что в какой-то момент Пекин даже пригрозил ввести предельную цену на это сырье, импортируемое из Австралии, что вызвало протесты Канберры. Сегодня эта угроза снята с повестки дня, но в связи с недавним визитом в Австралию премьера Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) китайцам представилась еще одна возможность вежливо напомнить Канберре об одном факте основополагающего значения: если австралийцы считают сырьевой товарооборот делом частного бизнеса, то в Пекине этого мнения не разделяют.
Китай стремится использовать свои растущие потребности в сырье как инструмент, позволяющей добиться оптимальной цены; тот же принцип - использование экономического влияния для получения более выгодных условий - Пекин использует и на других направлениях двусторонних отношений с Австралией. Канберра неплохо научилась играть по этим правилам. Накануне переговоров относительно соглашения о свободной торговле Австралия предоставила Китаю статус страны с рыночной экономикой, и порадовала Пекин, согласившись продавать ему уран. Однако все это отражается на внешнеполитическом курсе Австралии. Канберра дает понять, что больше не будет автоматически становиться на сторону своего союзника - Вашингтона - по любым вопросам, где у него возникают разногласия с Пекином: от китайской валютной политики до тайваньской проблемы. Даже в ходе публичных дискуссий в связи с визитом госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice), состоявшемся в марте, одна из главных тем звучала так: не оскорбит ли Пекин диалог с США по вопросам безопасности в рамках этой поездки.
Экономический взлет Китая приносит немалую выгоду странам-экспортерам сырья. Однако, как показывает пример Австралии, они не должны строить иллюзий, полагая, что двусторонние отношения с этой страной будут сводиться к принципу 'товар-деньги'. Китай - страна с далекоидущими амбициями, а сверхдержавы, даже будущие, как правило строят свои отношения с поставщиками сырья, руководствуясь не только коммерческими, но и куда более широкими мотивами. Не верите - спросите Вашингтон о характере его отношений с ближневосточными странами-экспортерами нефти.
Автор - руководитель программы по изучению мировой экономики в сиднейском Институте международной политики имени Лоуи (Lowy Institute for International Policy)