Москва, возможно, находится на пороге заключения соглашения о продаже вооружений с Сирией или Ираном, что страшно взбесило бы США и Израиль.
Несколько дней назад один российский производитель оружия на ярмарке вооружений в Куала-Лумпуре проговорился, что его государственное конструкторское бюро по разработке систем оружия близко к заключению соглашения о продаже заграницу ракет "Искандер-Е". Пункт назначения этих систем оружия держится в секрете, сказал он, но наиболее очевидный рынок не вызывает сомнений: Ближний Восток.
В прошлом году Израиль негодовал, когда стало известно, что Москва планирует продать ракеты "Искандер" Дамаску. Ракеты "Искандер" аналогичны ракетам "Скад", которые Ирак использовал во время войны в Персидском заливе, но во много раз более точны и лучше оснащены для преодоления оборонительных систем, таких, например, как зенитные ракетные комплексы (ЗРК) "Patriot". Сирия - страна, входящая в "ось зла" Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) - с большой радостью отправила бы часть этих баллистических ракет малой дальности (дальность стрельбы - 180 миль) поближе к своей южной границе, чтобы в случае конфликта нацелить их на Израиль.
Несомненно, иранскому режиму Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) тоже не терпится заполучить некоторое число этих ракет - продажа которых не ограничивается никаким договором. Ранее в этом месяце Иран испытал подводную ракету, которая подозрительно походит на российскую ракето-торпеду "Шквал".
Президент Владимир Путин, на которого давил израильский премьер-министр Ариэль Шарон (Ariel Sharon), был вынужден вмешаться и запретить продажу ракет Сирии. В наши дни, как можно предполагать, ему было бы на это совершенно наплевать.
Все в поведении России на международной арене свидетельствует о ее новой уверенности в себе, которая излучает сообщение "Не пытайтесь меня запугать". Все еще возможно, что ракеты "Искандер" будут отправлены какому-либо менее опасному покупателю, чем ближневосточные "плохие парни" - скажем, Китаю, или Индии, или Алжиру. Но главное здесь заключается в том, что они будут отправлены любому, кому пожелает Москва.
Россия в последние месяцы демонстрирует, что осуждение со стороны Запада не может поколебать ее решимость действовать на мировой арене так, как ей заблагорассудится.
Приглашение делегации ХАМАС в Москву в прошлом месяце - которое один министр в Иерусалиме назвал "ударом в спину Израилю" - было одним из примеров. Вторым примером стало принятое спустя несколько недель решение оказать финансовую помощь Палестинской автономии, вопреки пожеланиям США и Европейского Союза (ЕС).
Еще одним проявлением твердости стал отказ россиян, несмотря на давление со стороны Вашингтона, расторгнуть недавнее соглашение о продаже Ирану на 700 млн. долл. США мобильных ЗРК "Тор-М1".
"Мы верим и надеемся, что эта сделка не будет осуществлена, потому что сейчас не время для обычного бизнеса с иранским правительством", - ворчал заместитель государственного секретаря США Николас Бернс (Nicholas Burns) на прошлой неделе, когда Организация Объединенных Наций (ООН) готовилась к своему критически важному докладу об иранской программе обогащения урана, который состоится завтра. Однако эта жалоба прошла мимо ушей Кремля.
Хотя российская индустрия вооружений быстро растет, ее новоприобретенная самоуверенность проистекает главным образом из тех миллиардов долларов, которые Россия получает от экспорта углеводородов в условиях высоких цен на нефть.
Становящаяся сегодня энергетической сверхдержавой, Москва все активнее пытается натравливать друг на друга потенциальных покупателей ее нефти и природного газа.
На прошлой неделе глава российской государственной газовой монополии "Газпром" Алексей Миллер предостерег, что попытки ограничить расширение его компании в Европе "к добру не приведут". Эта компания вызвала тревогу в британской компании по распределению природного газа "Centrica", когда стало известно, что российская компания видит в ней потенциальный объект для поглощения; как известно, в январе с.г., в ходе политически окрашенного спора "Газпром" перекрыл подачу газа своему соседу, Украине. Миллер также сказал: "Не следует забывать, что мы активно ищем новые рынки, например, в Северной Америке и Китае".
Президент Владимир Путин вчера тоже высказался на эту тему. "Несмотря на высокий спрос на энергетические ресурсы, используются любые предлоги для того, чтобы ограничить нас на севере, на юге и на западе", - сказал он.
"Мы должны искать рынки, включаться в процессы глобального развития. Я имею в виду страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые быстро развиваются и нуждаются в сотрудничестве с нами".
Аналитик московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин говорит, что Россия - которой надоело угождать США и Европе - осуществляет коренной пересмотр своих отношений с зарубежными странами. Отныне она намерена сосредоточить основное внимание на развитии связей с такими странами, как Бразилия, Индия и Китай, которые, по ее мнению, развиваются тем же путем, что и она сама.
"Россия вышла из орбиты Запада, - сказал г-н Тренин. - Она удерживалась на некотором отдалении от нее в течение примерно десятилетия, подобно Плутону. Но теперь она ушла".