Газовый фронт: Путин обвиняет Европу в недобросовестности и угрожает пересмотреть поставки
МОСКВА. Редкие улыбки, протокольные дипломатические заявления: 'удовлетворение' обеих сторон 'открытым и честным' диалогом. Полемика между Москвой и Евросоюзом по поводу поставок энергоносителей, недавние угрозы монополиста-'Газпрома' предельно сократить поставки газа на Старый Континент - все эти факторы не могли не сказаться негативным образом на обстановке, в которой в среду в сибирском городе Томске начался двухдневный саммит между немецким канцлером Ангелой Меркель и российским президентом Владимиром Путиным.
Первый разговор с глазу на глаз был посвящен экономическим вопросам и сотрудничеству между Россией и Германией в энергетической сфере. Меркель, выступающая в роли посредника в конфликте между Москвой и Брюсселем, потребовала у российского лидера гарантий относительно готовности 'Газпрома' по-прежнему соблюдать все обязательства по поставкам газа, взятые на себя по отношению к Берлину и другим европейским странам. Путин попытался смягчить тон. 'Российский президент объяснил своей собеседнице, в чем состоят основные цели России, которые заключаются в поддержке финансового сотрудничества между российскими экономическими субъектами и странами Евросоюза', - заявил официальный представитель Кремля Сергей Приходько.
Однако прежде чем встретиться с Меркель, Путин обвинил европейские страны в 'недобросовестной конкуренции', проявляющейся в попытках заблокировать экспансию 'Газпрома' и других крупных энергетических компаний за границу. 'Несмотря на сильный спрос на энергоресурсы, они используют любые предлоги, чтобы остановить нас на севере, на юге и на западе', - объявил российский президент. А значит, для развития страны, которая 'должна вписаться во всемирную глобализацию', будет лучше ориентироваться на страны Юго-Восточной Азии, которые 'растут невероятными темпами, нуждаются в большом количестве энергии и готовы с нами сотрудничать'. В случае 'Газпрома' финансовое сотрудничество может быть интерпретировано как серия захватов и поглощений на Западе, которые позволили бы гигантской монополии увеличить собственную долю на европейском газовом рынке с нынешних 25% до 30%, но, прежде всего, дали бы ему возможность получить доступ к конечным потребителям российских углеводородов.
Меркель, довольная результатами двустороннего экономического сотрудничества (в этом году торговый обмен должен достигнуть 39 миллиардов долларов), по всей видимости, не слишком настаивала на теме поставок, чтобы не испортить намеченного на четверг подписания крупнейшего соглашения с немецкими компаниями E.On и Basf, направленного на разработку Южнорусского газового месторождения. Считается, что в нем содержатся запасы, превышающие 1000 миллиардов кубометров природного газа: они предназначены для того, чтобы питать подводный газопровод, который под Балтийским морем соединит Россию с Германией, а в дальнейшем может быть протянут и до Великобритании. По неофициальным сведениям, за то, чтобы получить 35% в совместном предприятии с 'Газпромом', Basf предложила российскому монополисту некоторые свои активы за рубежом, в том числе - производственные мощности в Ливии и пакет акций немецкой компании Wingas. Доля E.On Ruhrgas, как считается, составит 15%.
Осуществление этих инфраструктурных проектов, которые помимо балтийского газопровода предусматривают сооружение двух газопроводов из Сибири в Китай и транссибирского нефтепровода, идущего к берегам Тихого океана, потребует инвестиций в 50 миллиардов долларов. Стоимость может увеличиться вследствие решения Путина, который вчера, после бурных протестов российских и международных экологов, распорядился сместить трубы на 40 километров к северу от озера Байкал, дабы 'исключить даже самую минимальную возможность загрязнение вод в самом крупном в мире хранилище пресной воды'.
В повестке дня второй очереди переговоров между Меркель и Путиным доминируют проблемы, связанные с иранской ядерной программой. Двое лидеров постараются в очередной раз прийти к сближению позиций между Евросоюзом, Соединенными Штатами и Россией, продолжающей оказывать сопротивление идее международных санкций, которые Совет Безопасности ООН в скором времени может ввести против тегеранского режима. Меркель постарается убедить российского президента не прибегать к праву вето во время возможного голосования по санкциям в Совете Безопасности ООН.