Амбициозные планы Владимира Путина, который хочет, чтобы такие российские государственные энергетические компании, как "Газпром" и "Роснефть", стали глобальными гигантами, вызывают негативные реакции в западных странах, в том числе жалобы на высоком уровне по поводу того, как относятся в России к иностранным инвесторам.
Директор Лондонской фондовой биржи Клара Ферс (Clara Furse), которая в июле с.г., возможно, будет руководить продажей акций российской нефтяной компании "Роснефть", намеревающейся выйти с первоначальным открытым предложением, написала письмо в поддержку корпоративного инвестора "Hermitage Capital Management", главу которого не пускают в Россию последние четыре месяца.
Трастовая компания "F&C Asset Management", один из главных инвесторов Лондонского Сити, вчера предостерегла, что предстоящая продажа акций "Роснефти" поставила серьезные вопросы относительно рисков для корпоративного управления и правовых рисков, которые отражают более широкую озабоченность инвестиционного сообщества в отношении стандартов корпоративного управления компаний из восточного блока, выходящих с первоначальным открытым предложением на биржи Великобритании.
Инвестор-миллиардер Джордж Сорос (George Soros) присоединился к хору неодобрения, высказавшись против продажи акций как российской государственной компании "Роснефть", так и компании "Газпром", которая в январе с.г. перекрыла подачу природного газа на Украину, а сегодня имеет амбициозные планы расширения в Великобритании.
"Роснефть", купившая активы ныне отбывающего тюремный срок олигарха Михаила Ходорковского, сегодня готовится к первоначальному открытому предложению своих акций на сумму 15-20 млрд. долл. США в Лондоне. Но обстоятельства приобретения "Роснефтью" своих главных активов - которые были отняты у бывшей компании Ходорковского, "ЮКОС", в счет погашения задолженности по налогам - вызывают тревоги в отношении ее первоначального открытого предложения.
Глава корпоративного управления и социально ответственных инвестиций в компании "F&C Asset Management" Карина Литвак (Karina Litvack) призвала инвесторов к осторожности при принятии решений об инвестировании в "Роснефть".
"Российский правовой режим непрозрачен, и ориентироваться в нем трудно. Мы не делаем вида, что его понимаем, а если мы чего-то не можем понять, мы в таком случае не делаем инвестиций. Если только 'Роснефть' не предоставит нам заслуживающих доверия заверений, что она разобралась с любыми возможными задолженностями, проистекающими из приобретения ею компании "Юганскнефтегаз", и приняла соответственные меры, мы не будем заинтересованы в приобретений ее акций".
Г-н Сорос утверждал, что первоначальное открытое предложение "Роснефти" легитимизировало бы действия России по ренационализации отдельных частей своей нефтегазовой индустрии и нанесло бы урон энергетической безопасности Европы. Первоначальное открытое предложение "Роснефти" "ставит серьезные вопросы в плане этики и энергетической безопасности", написал он в статье, опубликованной газетой "The Financial Times". "Роснефть" стоит во главе очереди других компаний, планирующих выйти с первоначальным открытым предложением в Лондоне, в числе которых занимающаяся розничной торговлей продуктами питания компания "Дикси", финансовый дом "Росбанк" и еще одна нефтяная группа "Русснефть".
Эти первоначальные открытые предложения идут за прошлогодними предложениями конгломерата телекоммуникаций и услуг "Система", горно-металлургической компании "Евраз" и газовой компании "Новатек". Лондонская фондовая биржа пытается заманить компании из России и других быстро развивающихся стран, в частности, Китая и Индии, тогда как инвесторы опасаются возможного удара по репутации Лондонского Сити в случае, если эти компании попадут в беду.
Хотя инвесторы дают понять, что поддерживают расширение операций биржи, у них сохраняется озабоченность в отношении стандартов внутренних сдержек и противовесов в некоторых из компаний, которые регистрируются в Лондоне. Только компании, зарегистрированные как корпорации в Великобритании, обязаны соблюдать единый кодекс корпоративного управления, который устанавливает требования к раскрытию сведений о зарплате управленческого персонала и структуре советов директоров. Некоторых инвесторов заботит то, что в Великобритании может развиться двухуровневая система корпоративного управления.
Глава корпоративного управления в новом инвестиционном доме "Owners" Питер Батлер (Peter Butler) сказал: "Я не уверен, сколько людей понимают, что. . . на бирже к разным компаниям применяются различные правила. Вместо того чтобы считать биржу публичной компанией с ограниченной ответственностью (plc), нам следовало бы именовать ее как-либо иначе. Назревает проблема. Сегодня мы создаем себе одну из проблем завтрашнего дня".
Компания "F&C Asset Management" написала в Службу финансовых услуг Великобритании (UK Financial Services Authority) письмо с призывом ко всем действующим на лондонских биржах компаниям соблюдать кодекс вне зависимости от того, в какой стране они зарегистрированы.
Г-жа Литвак сказала: "Мы приветствуем появление на Лондонской фондовой бирже новых компаний, особенно из быстро развивающихся заморских рынков. Мы готовы к долгосрочному взаимодействию с ними и хотим покупать акции хорошо управляемых, прозрачных компаний. Лондон пользуется вполне заслуженной репутацией ведущего финансового центра. Но эта репутация рискует быть подорванной в результате нынешнего притока иностранных эмитентов акций, чьи стандарты далеко не соответствуют ожиданиям инвесторов. "Роснефть" является здесь желанной, но она должна разобраться со своими правовыми проблемами, прежде чем продавать свои акции в Лондоне.
Служба финансовых услуг Великобритании требует от зарегистрированных не в Соединенном Королевстве компаний представить сведения о том, как они выполняют правила, действующие в их собственной стране, и как эти правила отличаются от британских стандартов. Стандарты корпоративного управления настолько сильно отличаются от страны к стране, что трудно их сравнивать. Один инвестор, попросивший не называть его фамилию, сказал: "Лично я опасаюсь, что тот культурный консенсус, который медленно складывается в последние 20 лет (вместе с развитием общего кодекса), кажется, внезапно изменится по причине того, что к нам врывается группа новых компаний".
Лондонская фондовая биржа настаивает, что она очень избирательно подходит к компаниям, которых приглашает в Лондонский Сити. Высокопоставленный менеджер Лондонской фондовой биржи Хью Сандеман (Hugh Sandeman) сказал: "Мы не делаем предложений тем людям и не появляемся в тех местах, которые, как мы считаем, не подходят нашей бирже".
Предыстория
Превращение "Роснефти" из мелкой нефтяной компании в углеводородного колосса вызвало удивление, но также и судебные иски. Эта государственная компания была преобразована в 2004 году, когда она приобрела "Юганскнефтегаз", главное добывающее предприятие "ЮКОС'а", в то время российской нефтяной группы номер один. "ЮКОС" была создана Михаилом Ходорковским, который впал в немилость Кремля из-за своих политических амбиций. Прошло немного времени, и Ходорковского посадили за решетку якобы за уклонение от уплаты налогов, а от компании "ЮКОС" потребовали уплатить исчисляемые многими миллиардами долларов недоимки по налогам, которые большинство сочли сфальсифицированными Владимиром Путиным. Государство отобрало у "ЮКОС'а" компанию "Юганскнефтегаз" и продало ее за 9,4 млрд. долл. подставной компании "Байкал Финанс Груп". Спустя несколько недель "Байкал Финанс Груп" была куплена "Роснефтью". На долю "Юганскнефтегаза" приходится 70% активов "Роснефти".