Все европейцы в собственных же интересах должны желать хороших двусторонних отношений между двумя крупными историческими державами Центральной и Восточной Европы - Россией и Германией. Конфликты между этими гигантами всегда выливались в катастрофу для всех, больших и маленьких, причем как на европейской, так и на международной арене. В то же время нет ничего удивительного в том, что многие начинает испытывать страх, когда отношения между этими двумя странами становятся слишком уж прекрасными. Потому как часто, и тому есть совсем недавние подтверждения, в основе их соглашений оказывалось пренебрежение и попрание интересов соседей.
Встреча между канцлером Германии Ангелой Меркель (Angela Merkel) и президентом России Владимиром Путиным в сибирском Томске не должна была ни у кого вызвать недоверие. Но это не означает, что она носила исключительно двусторонний характер, потому как вполне очевидно, что это не так. Россия Путина перестала быть государством, находящимся в состоянии кризиса и ищущим помощи для преобразования в демократию европейского типа, теперь она скорее стала державой, осознающей ту силу, которую ей дают громадные энергетические ресурсы и нынешние колоссальные цены на них. Цены, которые лишь становятся еще выше и гарантируют России, не слишком щепетильно относящейся к тем ценностям, что Европа считает неоспоримыми, такую стратегическую карту, которую сложно будет побить.
Германия Меркель гораздо лучше, нежели при Герхарде Шредере (Gerhard Schroeder), отдает себе счет в том, какие опасности для Европы таит в себе авторитарный поворот Москвы с ее громадными возможностями оказывать политическое и экономическое давление, предоставляемое правом монополиста на поставку нефти и газа во многие регионы континента. Мы уже стали тому свидетелями на Украине и в Белоруссии. Еще до начала визита немецкого канцлера Путин выступил с предупреждением, походившим на угрозу: если Европа будет затруднять деятельность газового гиганта 'Газпром', Россия может направить газовый потенциал страны в сторону своих громадных соседей - Индии и Китая, выступающих сегодня в роли крупнейших потребителей энергетических ресурсов.
Коалиционное правительство под руководством Меркель с большим пониманием и солидарностью относится к тем странам, которые в силу исторических причин считают, что любые соглашения между Германией и Россией, исключающие то или иное участие (соседних) стран, таят в себе угрозу их собственной безопасности. Многие из этих опасений в той же степени необоснованны, в какой и понятны.
У BASF и 'Газпрома' есть много общих интересов и большой потенциал сотрудничества. Однако интересы частного немецкого капитала должны найти в лице правительства Меркель корректирующий фактор своих отношений с вновь установленным Путиным государственным капитализмом. У Москвы есть много причин для того, чтобы в стратегических вопросах исполнять с Берлином сольный танец. Однако Германия должна знать, что заманчивые предложения столь могущественного партнера должны быть разъяснены союзникам по ЕС, дабы избежать способных нанести ущерб подозрений.